Роль пейзажа XI главы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев постоянно включает в текст описания природы. С одним из таких описаний мы встречаемся в XI главе романа. Прекрасная живописная картина открывается нам здесь: «…солнечные лучи, с своей стороны, забирались в рощу, и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей». Поистине, этот пейзаж — один из красивейших в романе. Но разве это всего лишь «лирическое отступление»? Ведь в романах Тургенева нет ничего «лишнего»: каждое слово, каждый жест, деталь — все значимо. Оказывается, что описание природы дано автором в ХI главе не случайно. Так какова же его роль?
Пожалуй, начать следует с того, какие события предшествовали появлению пейзажа. В X главе мы становимся свидетелями спора Базарова и Павла Петровича, так называемой «словесной дуэли». «Схватка произошла… за вечерним чаем»; за столом сидели «старички Кирсановы», Аркадий и Базаров. Во все время спора Николай Петрович практически не говорил, «он сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия». Да, именно в этот момент Николай Петрович понял, что его «Аркаша» отдалился от отца. Теперь не он, а Базаров — идеал, авторитет, пример для подражания и, наконец, учитель сына. И Николаю Петровичу безумно больно, горько, досадно, что его сын пошел по стопам «беспринципного» (по словам Павла Петровича) и черствого нигилиста Базарова, который отрицает «все». Может быть, Базаров — это действительно будущее, а «песенка старичков спета», и теперь смело можно сказать: «Вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю».
Чтобы все обдумать и найти ответы на мучающие его вопросы, Николай Петрович отправляется в сад. Что же такое сад в жизни этого героя? Это прошлое, от которого Николай Петрович не хочет отказываться; его первая жена Маша, жизнь с которой кажется теперь сном. И, входя туда, «в свою любимую беседку», герой поневоле «связывается» с милым сердцу и далеким прошлым.
Здесь, в этом саду, он думает о разъединении с сыном, которое с каждым днем, с каждым словом Аркадия становится все глубже и глубже. Он думает о Базарове, о его нигилистической идее и задается вопросами: «…отвергать поэзию?… не сочувствовать художеству, природе?..»
«И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». Перед нами картина заката; она не случайно увидена глазами Николая Петровича. Ведь этот пейзаж, в отличие от социального пейзажа III главы, психологический. В нем, как в зеркале, отражается внутренний мир Николая Петровича. «Уже вечерело; солнце скрывалось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля». Такие образы, как «тень, без конца тянувшаяся через неподвижные поля», «солнце, скрывшееся за небольшую осиновую рощу», могут быть осмыслены не только как описание захода солнца, но и как метафора «заката» жизни самого героя. Но в переживаниях Николая Петровича, как ни странно, нет ни тени трагизма, но есть некая гармония и умиротворенность. Какие изумительные эпитеты подбирает автор для описания вечерней природы: «запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени». Тургенев, как и Фет, использует здесь прием психологического параллелизма: вечер в природе и «вечер» в жизни Николая Петровича. И, несмотря на преклонный, мудрый возраст героя, этот «старичок» мечтает, словно маленький мальчик. Образ Николая Петровича овеян такой авторской любовью, какой не чувствуется по отношению ни к одному герою романа. И, нигде более во всем романе не сможем мы найти более живописного эпизода. Пейзаж XI главы дан автором для того, чтобы в полной мере показать нам чуткую натуру героя, полную сострадания, сочувствия ко всему и ко всем.
В мечтах Николаю Петровичу является его жена Маша, является «молодою девушкой с тонким станом, невинно-пытливым взглядом и туго закрученною косой над детской шейкой». Однако в этом портрете можно увидеть черты юной Фенечки. Николай Петрович будто находится на распутье: с одной стороны, его манят «окна дома», где его ждет Фенечка, с другой — его не отпускает сад, то есть связанные с ним прошлое и воспоминания о Маше. «Ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание, и ему уже чудилось, как будто над ним…»
И в этот миг голос Фенечки прерывает его мечтания, «вырывает» из волшебного мира прошлого. В этот момент Николай Петрович понимает, что Фенечка — его настоящее и будущее. Появляется Фенечка явно не вовремя: Николай Петрович еще не хочет покидать прекрасный мир, в который погружен. Но здесь есть одна, на мой взгляд, значимая деталь. Ведь герой и не уходит с Фенечкой из сада, он остается, следовательно, не отказывается от прошлого, не хочет его забывать.
И все же голос Фенечки «принес» настоящее, вернув замечтавшегося героя на землю. Он пробудился от сладкого сна и «с изумлением заметил, что ночь успела наступить…».
Действительно, перед нами уже ночь, звездная, тихая, а ведь в начале главы был изображен вечер. Тургеневский пейзаж не статичен, он передает ход времени. Благодаря переплетению «человеческого» и «природного» планов повествования, вместе с движением времени в природе происходит и движение во внутреннем мире Николая Петровича. Младший из братьев Кирсановых входит в сад вечером, после «вечернего чая», он думает о своем разъединении с сыном, затем, оглядывая сад, он невольно погружается в свои грезы: именно в этот момент Николай Петрович находится словно вне времени, где-то там, в мире, «возникшем из туманных волн прошлого»; и вот звучит голос Фенечки. Ночь. И опять «какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога».
Тревоги, переживания, грусть — все это переполняет его сердце, и, наконец, изливается слезами. Слезы на глазах Николая Петровича — сияющие звезды на ночном небе. Удивительно трогательный эпизод. Читая его, сам ощущаешь любовь к этому герою. Хотя Базаров и называет его «добряком», «стареньким романтиком», вкладывая в эти слова насмешку, все равно, слезы Николая Петровича не смешны, а, наоборот, прекрасны. Он плачет, значит, у него есть чувства, сердце… И природа вокруг него также прекрасна, как душа героя. Ведь для него природа — это храм. И как можно отвергать ее, не видеть в природе поэзии, а воспринимать ее только как объект для изучения и биологических опытов? Николай Петрович не хочет соглашаться с подобным прагматическим взглядом. Не понимает он и того, как можно отказываться от прошлого, от этой основы, на которой строится вся будущая жизнь! Николай Петрович так же дорожит своим прошлым, как и настоящим.
Пейзаж ХI главы тургеневского романа можно назвать своеобразным внутренним монологом героя. В итоге, после всех душевных терзаний он признается себе в том, что «не в силах… расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этой грустью, с этой тревогой…»
С появлением брата Николай Петрович удаляется, «исчезает» и описание природы. И читатель принужден сделать вывод о том, что пейзаж этот чрезвычайно значим, так как именно здесь ему открывается душа Николая Петровича. Не будь этого эпизода, мы могли бы и не заметить, что не Павел Петрович («идейный противник») является главным оппонентом нигилиста Базарова, а скромный, «совсем седой, пухленький» человек, никаких принципов и теорий не отстаивающий, а просто живущий по законам красоты, добра, справедливости, исполняющий извечный закон природы — быть отцом. Таким образом, в этом эпизоде Тургеневым опровергаются многие базаровские идеи: их опровергает сама жизнь. Именно здесь становится очевидным, что в человеческой жизни обязательно должны быть любовь, прошлое, природа, способная лечить душу человека, любимые стихи…
Педора К., 10 кл. 405 гимназия С.-Петербург


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Роль пейзажа XI главы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Роль пейзажа XI главы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»