Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина

Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности, в чем-либо не удовлетворяющей запросы творца, противопоставляются картины жизни желаемой, созданной мечтой, полетом фантазии, возвышенной над действительностью. Еще В. Белинский указывал на существование двух способов отображения реальных явлений жизни: поэт либо преобразовывает жизнь согласно собственному идеалу, что зависит от взгляда на существующий порядок вещей и от его отношения к миру, либо отображает действительность во всей ее наготе, со всеми подробностями, цветами и оттенками. Для романтических произведений характерны необычные, а иногда и фантастические события и ситуации, определенная условность, наличие возвышенных образов, изображение людей, которые наделены сильными страстями, иногда действуют в фантастических, неправдоподобных, часто экзотических обстоятельствах.
Романтический мир Пушкина — это, прежде всего мир его романтических героев. Ранняя поэзия Пушкина передавала ощущение быстротечности жизни, жажду наслаждений. Романтический герой ранней лирики поэта исповедует культ земных радостей, противопоставляя их мелочным заботам, ортодоксальности и официозу. Характерна и примеряемая Пушкиным поэтическая маска — не просто философа-ленивца, но монаха, чернеца, расстриги, мечтающего о земных радостях:
— Хочу воспеть, как дух нечистый ада
— Оседлан был брадатым стариком;
— Как овладел он черным клобуком.
— Как он втолкнул монаха в грешных стадо.
В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения: в это время он пишет в основном элегии. Жанр элегии появился еще в античной литературе, однако в Древней Греции элегия еще не отражала настроений грусти, тоски, меланхолии: чаще всего это были воинские песни, а название «элегия» только указывало на то, что стихотворение написано стихотворным размером, который назывался «элегическим дистихом». У римских поэтов элегия уже приобрела печальное звучание. У Пушкина же она недолго была отмечена своеобразным колоритом, присущим этому жанру: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов». В иерархии эстетически-нравственных ценностей поэта главенствующую роль играли эпикурейские мотивы, которые являлись для Пушкина своеобразной маской и вызовом господствующей морали:
— Кто счастье знал, уж не узнает счастья.
— На краткий миг блаженство нам дано:
— От юности, от нег и сладострастья
— Останется уныние одно.
Романтично звучат стихотворения прощального лицейского цикла, одухотворенные культом дружбы, верности юношеским заветам, вольнолюбия:
— Приди, сорви с меня венок,
— Разбей изнеженную лиру…
— Хочу воспеть Свободу миру.
— На тронах поразить порок.
В 20-е годы XIX века над поэтом сгущаются тучи, за политические стихотворения ему грозит ссылка, замененная по ходатайству друзей разрешением отбыть на Кавказ и в, Крым для поправления здоровья. Крымские и кавказские впечатления остались для поэта на всю жизнь самым сладостным воспоминанием: красивая природа, необычные нравы и обычаи местного населения, исторические предания и легенды. В этот период в творчестве Пушкина главным героем становится изгнанник, ушедший из общества себе подобных или же отвергнутый ими («Наполеон», «К Овидию», «Из письма к Гнедичу», «Кинжал», «Узник»,поэма «Кавказскийпленник» ит. д.).
— Под бурями судьбы жестокой
— Увял цветущий мой венец;
— Живу печальный, одинокий,
— И жду: придет ли мой конец?
Следует отметить, что поэт обладал удивительным качеством: он умел подчинить себе тяжелейшие обстоятельства, находя в них благо, осмысляя их как новый, доныне не изведанный материал для творчества. В течение всей своей жизни Пушкин уделял пристальное внимание проблемам современности. Примером может служить поэма «Кавказский пленник», работая над которой поэт так сформулировал свою творческую задачу: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века».
Главный герой поэмы — молодой человек, покинувший Россию и попавший в плен к черкесам. Будучи в плену, он проявляет себя как сильная личность, он бесстрашен, умеет скрыть от окружающих свои истинные чувства, способен стойко переносить страдания, смирившись со своим положением изгнанника в ожидании лучших времен. Он страстно любит свободу, с интересом наблюдает непривычную жизнь горцев, часами любуется красотой кавказской природы. Но он разочаровался в жизни, будучи «жертвой страстей», владевших им в ранней молодости, и, наверное, поэтому отвергает пламенную любовь юной черкешенки, хотя при этом он мучается, страдает от осознания своей холодности. В духе романтизма написаны также поэмы » Бахчисарайский фонтан «, » Цыганы «.
В романе «Евгений Онегин» поэт продолжает тему, начатую в ранний период творчества. Центральный персонаж романа, Евгений Онегин, — г — тип «современного человека» пушкинской эпохи, разочаровавшегося в жизни. Однако Пушкин как автор романа «Евгений Онегин» отличается от Пушкина — автора «Кавказского пленника»: теперь поэт видит жизнь во всем ее многообразии, судит о ней трезво. Так на смену романтическому, восторженному взгляду на мир к поэту приходит уравновешенное реалистическое осознание действительности.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина


Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина