Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева

Поэтическое творчество Федора Ивановича Тютчева относится к 10-60-м годам XIX столетия и традиционно причисляется к романтическому направлению в литера­туре. В одном ряду стоят имена Тютчева, раннего Пуш­кина, Лермонтова, Баратынского. Прекрасными образцами для нас являются стихотворения Тютчева, в которых разворачивается образ природы, лирические пейзажи и переживания причастности человека к стихийным си­лам природы.
Романтическое направление в русской поэзии следует общему проявлению романтического течения в Европе, но в то же время имеет особые, присущие лишь русской поэзии, черты. Романтизм воспевает природу как исток всего самого главного для человека, источник чувств и переживаний. Как восстановить единство человека и при­роды – задача, решить которую призвано искусство слова.
Тютчев создает как бы два мира, между которыми происходит разлад, но и взаимное притяжение тоже. Мир современного человека далек от природы и от естествен­ного восприятия Вселенной, человек огражден цивили­зацией и уверен в правоте одной лишь научной точки зрения. Другой мир – мир стихии природы, идеальное состояние гармонии, силы и красоты, которое возникло благодаря проявлениям таинственного духовного нача­ла. Человек, отказывающийся принимать информацию о мире из непознаваемых источников, человек, не доверя­ющий своей интуиции и не прислушивающийся к голосу Вселенной, остается в неведении относительно гармонии мира и места самого себя в этом мире. Поэт сетует на глу­хоту представителей рода людского, которых абсолютно не трогает красота окружающей природы:
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
(“Не то, что мните вы, природа…”)
Пейзаж вдохновляет писателя на созерцание и разби­вает рутинный поток мыслей:
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как...

во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
(“Как хорошо ты, о море ночное…” )
Море описывается как блистающее и бесконечно ме­няющееся – “здесь лучезарно, там сизо-темно”. Оно как бы празднует праздник – такое настроение передает нам поэт, восторгаясь величием и красотой морской стихии (“Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты?”). Разговор с морем, ветром, солнеч­ными лучами и весной – естественное для поэта состоя­ние. Так он причащается к священному источнику при­роды (“Святая ночь на небосклон взошла…”).
Весна преображает и мысли лирического героя, и вид полей, рощ, трав и деревьев. Весна направляет силы всего живого на пробуждение от сна после холодного времени. Зимой реки стоят в оцепенении, вокруг цвета, не радую­щие глаз – серые, холодные тона:
Всходили робко облака
На небо зимнее, ночное,
Белела в мертвенном покое Оледенелая река.
(“Глядел я, стоя над Невой…”)
Зима связывается здесь со смертью и неподвижностью. Человек не подвержен состоянию зимнего анабиоза, как подвержены ему животные и растения, но безрадостное состояние души в холодное, темное время года знакомо каждому: “Душа, душа, спала и ты” – говорит поэт. И вот весна развеивает сон и призывает к радости жиз­ни: “Блестят и тают глыбы снега, блестит лазурь, играет кровь…” (“Еще земли печален вид…”).
Описывая природу, Тютчев просит своих читателей проникнуться к ней любовью и почувствовать радость и ликование, которое исходит отовсюду – от родной зем­ли, от ласковых солнечных лучей, от бурлящих морских волн. Пейзаж для Тютчева живет жизнью, похожей на жизнь человеческой души со всеми ее страстями и бурными эмоциями. Поэтому следует непрестанно наблюдать вокруг себя природные картины, чтобы найти эту гармо­нию и в себе самом.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева