Рождение нового человека в огне революционной борьбы

Начало 20-го века характеризуется могучим подъемом рабочего революционного движения в России. Недовольство самодержавием охватило все большие и большие слои населения. В стране назревала революция. Этот подъем пролетарской освободительной борьбы и нашел отражение в творчестве А. М. Горького. Особенно широко развернулось творчество этого писателя в эпоху пролетарской революции 1905 г. К этому времени и относится самое выдающееся произведение А. М. Горького «Мать». Роман полностью смог выйти лишь в 1917г. До этого времени роман публиковался на страницах сборников «Знание» с большими изменениями по требованию цензуры.
Огромное историческое значение романа «Мать» состоит в том, что в нем писатель впервые в литературе изобразил картину революционной борьбы и нарисовал образы революционных рабочих, к числу которых относится и Павел Власов.
Павел Власов изображен в романе как простой рабочий парень. Он, как и отец вначале пошел по пути прожигательной жизни, завел гармонику и накрахмаленную рубашку, научился танцевать кадриль. Домой возвращался пьяный, также как отец всегда страдал от этого. Он, как и отец, хотел заглушить пьянством свою безрадостную жизнь, в которой он был лишь только объектом безжалостной эксплуатации.
Павел Власов живет в другое время, время пробуждения пролетариата. Он сближается с революционно настроенными рабочими, знакомится с запрещенной литературой и революционерами интеллигентами. Революционная литература открыла Павлу глаза, и он увидел новый, неведомый доселе мир. Однако, он стал ни сразу подлинным пролетарским революционером. Ему не удалось организовать и сплоить людей на борьбу при первом его выступлении о «болотной копейке».
Павел Власов не остановился перед неудачами, все активнее развертывая пропаганду революционных идей. Вокруг него все больше и больше сплачиваются рабочие и расширяется круг поднимающихся на борьбу с самодержавием рабочих.
Наивысший момент революционного движения А. М. Горький показал в первомайской демонстрации. Он показал, как единичные протесты переросли в массовую борьбу с угнетателями, показав тем самым исторический путь русского рабочего класса.
Рост пролетарского революционного подъема сказывается и на идейно-политическом уровне Павла. Перед нами появляется уже совершенно новый человек — грозный судья самодержавия. Он теперь революционер-коммунист и руководитель народных масс. Горький с особой остротой раскрыл все политические взгляды Павла Власова. Павел — социалист, и его цель заключается в уничтожении капиталистического строя и построении капиталистического общества. На суде, называя себя человеком партии, он говорит: «Мы — социалисты…Наши лозунги просты — долой частную собственность, все средства производства — народу, вся власть — народу, труд обязателен для всех…победим мы, рабочие!».
Образ Павла Власова представлен Горьким с большой жизненной убедительностью, широтой политического кругозора, бесстрашием и отвагой, талантливым организатором масс. Власов является выразителем нового, высшего этапа в развитии революционной борьбы, этапа пролетарской революции.
На ряду с образом Павла Власова Горький представляет нам и образ его матери — Пелогеи Ниловны. В начале романа Пелогея Ниловна показана такой, какими были и все женщины слободки. Она — тихая, безропотно переносящая побои мужа и всю тяготу безрадостной жизни. Как мать она замечает перемену в сыне, видит, что он читает запрещенную литературу и у нее появляется чувство страха за своего сына, «Ведь они — против царя, ведь они убили одного».
Постепенно опасения за судьбу сына у Пелогеи Ниловны переходит в чувство гордости. Она видит, как люди сплачиваются вокруг Павла. Во время обыска она столкнулась с жандармским офицером. Со страхом глядя ему в лицо почувствовала в этом человеке врага без жалости, с сердцем, полного барского презрения к людям. В ней просыпается ненависть и она начинает понимать на чьей стороне правда.
Постепенно Пелогея Ниловна втягивается в революционную работу, соглашается распространять нелегальную литературу. Ей было нелегко расстаться со своими религиозными убеждениями. Она растет вместе с революционной борьбой. На первомайской демонстрации она идет рядом с Павлом. Становится деятельным участником подпольной борьбы.
Пелогея Ниловна покорная, тихая, темная, неграмотная в начале романа, в конце его вырастает в грозный символ пробудившегося, разгневанного народа. В ее словах звучит пророчество о возмездии палачам и неминуемая твердая вера в победу революции: «Собирай, народ, силы свои воединую силу!». Эти слова Ниловны свидетельствуют о том, что в освободительное движение втягиваются все более широкие массы, и, что сила революции непобедима.
Роман «Мать» — это книга о нарастании пролетарской революции, в которой А. М. Горький показал деятельность партийной организации в тесной связи с народом, жизнью рабочего класса. В романе нашел отображение процесс пробуждения и роста пролетарского революционного движения, что является совершенно новым в литературе. Это выдающееся произведение по достоинству оценил В. И. Ленин, встретившись с писателем на V съезде в Лондоне: «Книга — нужная, — говорил Ленин о романе, — много рабочих участвовали в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя. Очень современная книга».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Рождение нового человека в огне революционной борьбы


Рождение нового человека в огне революционной борьбы