“История одного города”: обличение тупой администрации

Общественно-политическая ситуация в стране в 60-70-е годы XIX столетия характеризовалась нестабильностью и протестом народных масс против существующего строя. Самодержавие было главным врагом народа и, конечно, не могло не вызывать возмущения передовых людей того времени, к каким и относились многие русские Read More …

“Прием гротеска в одном из произведений русской литературы XIX века. (М. Е. Салтыков-Щедрин. “Сказки”.)”

Гротеск – это термин, означающий тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте чего-то с чем-то. В жанре гротеска наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, Read More …

Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина

Вернувшись в 1856 году из ссылки в Петербург, Салтыков вновь обращается к литературной деятельности и пишет большой цикл произведений, объединенных под названием “Губернские очерки”. Произведения эти создавались па основе тех обильных впечатлений, которые были получены писателем во время жизни в Read More …

Тематика и художественные особенности “Сказок” М. Е. Салтыкова-Щедрина

Известно, что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества, итоговым произведением. В “Сказках для детей изрядного возраста” Салтыков отразил все проблемы, волновавшие его как гражданина. Read More …

Предмет авторской сатиры в “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина

“История одного города” по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова-Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя-сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что “История одного города” – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность Read More …

Анализ сказки “Дикий помещик”

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю Писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин Скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 По 1886 годы. В них посатель правдиво Read More …

Сатирическая хроника русской жизни. (Салтыков-Щедрин)

М. Е. Салтыков-Щедрин – один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман “История одного города” является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно – Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин Read More …

Череда градоначальников в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина

“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина явилась новаторским произведением не только по форме, но и по содержанию. Опираясь на исторические труды Карамзина, Пыпина и других историков, писатель выводит галерею правителей Глупова, воссоздает в их облике историю российского самодержавия с 1731 Read More …

Структура образа Иудушки Головлева

Для русской литературы такой смысл трагедии стал очевидным в XX веке. Д. Мережковский, например, заключает свои рассуждения на эту тему характерными выводами: “…камни в Иуду надо кидать осторожнее – слишком к нему близок Иисус”; “камни в Иуду надо бы кидать Read More …

ОБЛИЧЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОМАНЕ “ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ”

Роман “Господа Головлевы” замыкал этап творчества Салтыкова-Щедрина. Это произведение и его тема семьи возникли неслучайно. Уже в середине 80-х годов появился целый ряд щедринских сатирических произведений, которые разоблачали дворянское буржуазное общество с его понятиями о семье, собственности. Проблемы семьи занимали Read More …