Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций


Цель:
Ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX – начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы – на доске).
Прогнозируемые
Результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого
ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТЬЕ
Не машинами – моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми – а тогда чудесны были.
Авиатором пилота, самолет – аэропланом, даже светописью – фото звали в том столетье странном,
Что случайно затесалось
Меж двадцатым с девятнадцатым,
Девятьсотым начиналось
И окончилось

семнадцатым.
– Какое “столетье” имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?
– Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век – блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. литература – это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира “по-новому”, поиском новых необычных форм в искусстве…
Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много – и чем больше о нем читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.
И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX – начала XX вв.
IV. Работа над темой урока
1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)
(Учащиеся составляют тезисы.)
Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта “Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья победили,
Но я любим за то.
Кто ровен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь, я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром – Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.
Слово “модернизм” в переводе с французского означает “новейший”, “современный”. В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.
Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX – начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имен художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. ахматова и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).
Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряженные поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера “Закат Европы” (1918-1922), м. Нордау “Вырождение” (1896), внезапно вспыхнувший интерес к “философии пессимизма”, у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счете окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Еще этот период называют “русским ренессансом”. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.
Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла “огромная переходная и подготовительная работа”. Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал “мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького – самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман “Фома Гордеев”, пьесы “мещане”, “На дне”).
Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. Иванов и др.). Принятое обозначение “второй волны” символизма – “младосимволизм”. “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В. Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей. Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х гг. и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е гг. “ивановские среды” – собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название “башня”. В недрах кружка в 1906-1907 гг. постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя “кружком молодых”. Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) символистской поэтической практике. С одной стороны, “молодые” стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой – хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.
Акмеизм, по мнению Н. С. Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от “целомудренного” стремления символистов познать непознаваемое.
К акмеистам относились Н. С. Гумилев, а. а. ахматова, С. м. Городецкий, О. Э. мандельштам.
Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (лат. {иШгитп – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.
В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение слабых; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем – публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. Поэты-футуристы (В. В. маяковский, В. В. Хлебников, В. В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.
Поэтические течения Серебряного века
Символизм (француз., от греч. – знак, символ) – европейское литературно-художественное направление в искусстве 1870-1910 гг., универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.
Акмеизм (греч. акте – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – модернистское течение в русской поэзии 1910-х гг.
Футуризм (лат. – будущее) – одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в.
2. Проверка уровня восприятия услышанного:
Литературоведческий (кроссвордный) диктант
Комментарий. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. таким образом проверяется уровень усвоения литературоведческих терминов.
1) Это слово означает “современный”, новейший. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. (Модернизм)
2) Этим термином называют рубеж XIX-XX вв. в русской литературе. (Серебряный век)
3) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны “тайнопись неизреченного”, недосказанность, замена образа. (Символизм)
4) Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. (Акмеизм)
5) Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Футуризм)
6) Это слово означает “упадок”, обреченность. (Декаденство)
Проверка написания слов (сверка с записью на доске)
3. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)
Задание для 1-й группы. Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи Серебряного века.
Задание для 2-й группы. Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов. В чем смысл их полемики с реалистической литературой?
Задание для 3-й группы. “Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта…” (Г. Гейне). Докажите это утвер ждение поэта.
4. чтение учащимися стихотворений поэтов Серебряного века (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями учителя
Цель – составить общее представление о поэзии Серебряного века.
1) Н. С. Гумилев “Капитаны”
Комментарий. Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к “идеальному” и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, “естеству”. Но даже их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX в. Н. С. Гумилева, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.
Сам Н. С. Гумилев называл свою поэзию “музой дальних странствий”, поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада “Капитаны” из принесшего Н. С. Гумилеву широкую известность сборника стихов “Жемчуга” – это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстает перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:
Быстрокрылых ведут капитаны – Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. чья не пылью затерянных хартий – Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь.
2) В. Я. Брюсов “Кинжал”
Комментарий. На первом этапе существования символизма В. Я. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе – эти качества были стержневыми в личности В. льной работе – эти качества были стержневыми в личности В. Я. Брюсова. Современники отмечали отрывистую, “лающую” манеру декламации поэтом своих произведений. ритмические ассоциации при чтении В. Брюсова – размеренное, уверенное в себе движение, точные, выверенные шаги, устойчивый подъем по ступеням стихов. Уже само чтение стихотворения “Кинжал” вслух может помочь настроиться на восприятие стилевой системы поэта.
Стихотворение представляет собой поэтический монолог, призванный убедить слушателя в верности избранного лирическим героем пути. Это своеобразная поэтическая декларация, раскрывающая понимание В. Брюсовым сути и задач поэзии. По контрасту с расплывчатой многогранностью лирического героя К. Бальмонта лирическое “я” В. Брюсова наделяется ясностью, конкретностью позиции. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум. Он гордо отстраняется от мелочности окружающей жизни, уходя мыслью в безграничную даль истории. Вернуть его музу к современности способен только настоящий взрыв социальной стихии, буря борьбы, сила страсти. мещанской робости символист противопоставляет высокую героику, борьбу на пределе возможностей.
Кинжал
Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок…
М. Ю. Лермонтов
Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.
Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века, загадочно былые.
Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы.
Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена,
Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми,- затем, что я – поэт, Затем, что молнии сверкали.
3) В. В. Хлебников “Русь, ты вся – поцелуй на морозе!”Комментарий. Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир, они не только обновили значения многих слов, но и активно занимались словотворчеством. Футуристы не церемонились со словом, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые композиции из этих раздробленных, разрушенных слов. В. В. Хлебников писал: “чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества… не следует отвергать творчество, если оно непонятно…” Первая строчка “русь, ты вся – поцелуй на морозе! ” выдержана в приподнято-торжественном тоне, звучит искренне и наивно, здесь рассказчик приоткрывает свое “лицо”, и можно было бы ожидать, что дальнейшее повествование будет представлять собой эмоциональные излияния в духе “любви к Отечеству”, но вместо этого читатель столкнется с постоянными перескакиваниями с одной точки наблюдения на другую, с постоянными смещениями планов.
Сюжет построен по принципу метаморфозы, где мгновенное переключение планов обеспечивает динамику превращений одного эпизода в другой (“синеют дорози – синеют уста – синеют тот и та – молния взлетает… из уст – молния шубы обегает – ночь блестит”). Каждый эпизод занимает одну-две строки, сюжет строится из семи (!) эпизодов с постоянно меняющимся ракурсом охвата действительности.
Русь, ты вся – поцелуй на морозе! Синеют ночные дорози. Синею молнией слиты уста, Синеют вместе тот и та. Ночами молния взлетает Порой из ласки пары уст
И шубы вдруг проворно
Обегает,
Синея, молния без чувств.
А ночь блестит умно и черно.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
– В чем назначение искусства и каково его место в истории человечества и жизни человека?
– В каких исторических условиях развивалось искусство (а значит литература) в начале XX в.? Какими историческими событиями очерчены границы Серебряного века?
– Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
– что позволяет искусству быть, как утверждает В. Соловьев, не “пустою забавою”, а “вдохновенным пророчеством”?
– Как осуществляется эта задача (или миссия) в русской литературе Серебряного века?
2. обобщающее слово учителя
– Начало Серебряного века пришлось на 90-е гг. XIX в., его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Я. Брюсов, И. Ф. анненский, К. Д. Бальмонт и др. расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 г. – время его наивысшего подъема.
Нам известны тревожные исторические события того времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного изображения мира. На смену классике XIX в. приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм (см. опорную схему на доске).
Во всей несхожести позиций, в самом разнообразии художественных течений проявляются богатство, глубина, многоцветье литературного процесса начала XX в. что же объединяло таких разных поэтов Серебряного века? (Общие черты поэтов Серебряного века учащиеся записывают в тетради.)
Общие черты поэтов Серебряного века
– Все эти поэты – современники, которых объединяет время, сама эпоха.
– Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.
– Все они трепетно относятся к слову, образу, ритму; они новаторы структуры поэтического произведения.
– Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
VI. Домашнее задание
Творческое задание (по вариантам). Подготовить “литературные визитки” о жизни и творчестве поэтов Серебряного века (сопровождаемые выразительным чтением стихотворений) на темы:
– вариант 1 “В. Я. Брюсов – удивительный поэт, переводчик и человек”;
– вариант 2 “Поэтическая судьба поэта Игоря Северянина”;
– вариант 3 “”Я научился Вам, блаженные слова!” (Поэзия О. Э. мандельштама)”.
/ семестр. Серебряный век русской поэзии



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций