Символический смысл и глубокий философский подтекст повести притчи «Старик и море»

Цель: Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Э. Хемингуэя, понятием «повесть-притча»; раскрыть гуманистический характер его творчества (интерес к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, его судьбе); показать, как в повести проявляются символический смысл и философский подтекст; содействовать формированию и развитию умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности; приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры. Оборудование: Портрет Э. Хемингуэя, опорная схема, текст повести-притчи «Старик и море».
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте в нем повести «Старик и море»; дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью-притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста. Тип урока: Урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
Организационный Этап
Актуализация Опорных Знаний анализ творческих контрольных работ
III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности
Эрнест Хемингуэй
Учитель. Всегда ли вы задумываетесь над тем, что мировая художественная литература — создание всего человечества, а не одной нации? а значит, русская литература лишь ветвь на огромном дереве мировой литературы. Незнание творчества зарубежных писателей и поэтов существенно обедняет культуру молодых людей. Знание отечественной и мировой литературы дает вам возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей, делать выводы, помогающие глубоко и полно раскрыть идейно-художественный смысл произведений. Когда-то его черно-белый портрет висел в каждой интеллигентной «хрущевке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, рыб и красивых женщин, в конце концов — на самого себя. Эрнест Хемингуэй. У этого имени есть запах. Оно пахнет солью и снегом. Оно пахнет кровью, печалью и счастьем. Потому что теперь мы точно знаем — человека победить нельзя. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Он родился более ста лет назад. Но он — наш современник.
IV. Работа Над Темой Урока
1. вступительное слово учителя
— Величайшим представителем так называемого «утраченного поколения» не случайно считают Эрнеста Хемингуэя. Жизненный опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатления от которой стали его первым университетом жизни и отразились на всем его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимые автобиографические моменты). Хемингуэй долго работал журналистом, был свидетелем большого экономического кризиса и греко-турецкой войны, а также посетил много разных стран. Он сравнительно мало жил в СШа и мало писал об этом государстве, гражданином которого был. Не случайно в большинстве романов Э. Хемингуэя действие происходит где-то в Европе, америка для этого писателя была воплощением деградации человечества.
Широкое признание Э. Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей,- с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX в. три произведения — «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!» и «Старик и море» — отражают разные этапы творческого роста писателя, эволюции его художественных принципов. Повесть «Старик и море» оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по проблематике.
Эта небольшая по объему, но чрезвычайно емкая повесть стоит особняком в творчестве Хемингуэя. Ее можно определить как философскую притчу, но при этом образы ее, поднимающиеся до символических обобщений, имеют подчеркнуто конкретный, почти осязаемый характер.
2. выступление учащихся с «литературными визитками»
О жизни и творчестве Эрнеста Хемингуэя (См. домашнее
Задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.)
Хемингуэй Эрнест Миллер: журналист, писатель 1899 г., 21 июля. Родился в Оук-Парке (пригород чикаго).
Г. Окончил среднюю школу.
Г. Репортер газеты «Канзас-сити стар». 1923-1929 гг. Изданы книги «В наше время», «Вешние воды»,
«И восходит солнце», «мужчины без женщин», «Прощай, оружие!».
1939 г. Работа над романом «По ком звонит колокол».
1947 г. Вручение в Гаване Бронзовой звезды за отвагу и отличную работу по сбору военной информации.
1958-1959 гг. Работа над книгой воспоминаний о Париже 1920-х гг. (издана посмертно под названием «Праздник, который всегда с тобой»).
Г. Завершение многолетней работы над повестью «морская погоня».
Г., 2 июля. Погиб в своем доме, на Кубе.
Лауреат высшей литературной награды СШа — премии Пулитцера (1952) — и Нобелевской премии (1954) за повесть «Старик и море».
3. Слово учителя
— Эрнест Хемингуэй прожил 62 года, и его жизнь была наполнена приключениями и борьбой, поражениями и победами,
Большой любовью и изнурительной работой. Он был заядлым охотником и рыбаком, участвовал в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе.
В сентябре 1952 г. умудренный жизненным опытом художник выпускает повесть «Старик и море» в свет. Произведение вышло на страницах журнала «лайф» (тираж — 5 млн экземпляров) и принесло ему всемирную известность. За эту повесть, по глубине и силе напоминающую, скорее, небольшой роман, Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию — самый престижный символ литературного признания в СШа. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г.
Повесть «Старик и море» — один из последних завершенных произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. литературоведы определяют жанр произведения как повесть-притча, то есть произведение, рассказывающее о судьбе героя, но имеющее аллегорический характер, глубокий нравственный и философский смысл. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни.
4. аналитическая беседа
### Как вы думаете, почему герой притчи — старый человек, ведь старость — это слабость, угасание, неудача?
### Почему старик обращается к природе, разговаривает с ней?
### Как старик относится к морю, небу, звездам, птицам? Почему в своих монологах он обращается к рыбе как к мыслящему существу?
### что понял Сантьяго, когда «увидел табун диких уток, которые летели над водой, четко отличаясь на фоне неба»?
### Старик Сантьяго, впервые увидев рыбину, которая попалась ему на крючок, рассуждает так: «Интересно, чего это она вынырнула? Будто только для того, чтобы показать мне, какая она огромная. Еще бы, теперь я это знаю. Хорошо было бы показать и ей, что я за человек. Эх, если бы я был ею и имел все, что имеет она против моего единственного оружия». О каком «оружии» идет речь?
### Как старый Сантьяго понимает мир природы, общества и Вселенной?
### Каковы его рассуждения о счастье?
— Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит все опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом?» (Принцип айсберга)
Словарная работа
«Принцип айсберга», провозглашенный Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намеки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.
Обобщение учителя
— В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Героем этого гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго — старика, иссушенногоСолнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче — и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы — описание многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведется по-чест ному, на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим бытием. В момент, когда старик победил рыбу, его лодку окружают акулы и объедают ее остова.
Название произведения вызывает определенные ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы. Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у Сантьяго.
Безрадостная мораль повести-притчи — в самом ее тексте: человек в поединке с бытием осужден на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. только один человек смог понять Сантьяго — мальчик, его ученик. Когда-нибудь мальчику тоже улыбнется удача. В этом — надежда и утешение старого рыбака. «человека можно уничтожить,- думает он,- но его нельзя победить». Когда старик засыпает, ему снятся львы,- символ силы духа и молодость.
Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нем снискали Э. Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.
6. «Пресс»
— Э. Хемингуэй говорил о повести-притче «Старик и море»: «Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, настоящих акул. И если мне удалось сделать это достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному». Как вы «истолковываете» образы этой повести?
V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока
Обобщение учителя
— Повесть Хемингуэя «Старик и море» — одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том,
Как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привез только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщенное, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул.
Эта книга с ее универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране и в любое время. тем не менее ее появление именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х гг. только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.
VI. Домашнее Задание
Творческое задание (по выбору учащихся):
— охарактеризовать (письменно) нравственно-философское содержание повести «Старик и море»;
— объяснить (письменно) значение некоторых символов в повести-притче «Старик и море».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Символический смысл и глубокий философский подтекст повести притчи «Старик и море»


Символический смысл и глубокий философский подтекст повести притчи «Старик и море»