Система образов басен И. А. Крылова

Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы че­ловеческих отношений и быта.
Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий (крестьянин, сапожник, ловчий, повар), действу­ют животные, которые, как в народной сказке, наделены заведомо известным характером: Лисица – воплощение хитрости и коварст­ва (“Ворона и Лисица”), Осел – глупости и упрямства (“Осел и Со­ловей”), Муравей – трудолюбия (“Стрекоза и Муравей”), Волк – кровожадности и злости, а Овца – безответная жертва (“Волк и Ягненок”, “Волк на псарне”). “Героями” басен могут быть также растения (“Свинья под дубом”), предметы крестьянского быта (“Две бочки”, “Крестьянин и Топор”) и даже реки, тучи, камни (“Ручей и Река”, “Туча”, “Булыжник и Алмаз”),
Обычно герои басен Крылова представляют собой пару и даны по принципу антитезы: сила – бессилие (“Волк и Ягненок”), глу­пость – ум, хитрость (“Ворона и Лисица”). Часто такая антитеза дает название басне.
Автор всегда присутствует в басне, даже не являясь ее героем, (Например, в полемических баснях Крылов часто самого себя выво­дит под маской Соловья (“Осел и Соловей”)). Автор – это и рассказ­чик, и умудренный опытом, немного лукавый человек, дающий свою оценку изображенному. При этом мнение Крылова-баснописца всегда соответствует многовековой мудрости, выработанной народом, а мораль басни вытекает из самой жизни. Именно поэтому Крылов воспринимался уже его современниками как во­площение национального русского духа, а его басни стали подлин­но народными произведениями.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Система образов басен И. А. Крылова