Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»

«Старуха Изергиль» — одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения и глубокую символичность.
Во всем океане образности этого рассказа главными героями являются сама Старуха Изергиль, Ларра — вольный сын девы и гордого орла, и Данко — герой, «сгорающий сам, светя другим». Три героя — три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава — легенда о Ларре, которую ведает старуха. Ее собственная судьба описана во второй части, где автор рисует нам портрет ее «черных глаз», тусклых, «изогнутого, совиного носа», изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, «впалых щек». Перед нами безжизненное существо, она подобно «тени», которая есть, но нереальна по своей сути (Изергиль — образ сказочницы).Вообще, стоит отметить с самого начала, тень, как кольцевой образ, проходящий тучами и братьями тенями над героями и полями, по всем трем главам. И образ старухи из трех — главный. Ее описания — образ человека, прожившего долгую и непростую жизнь. Именно старая и опытная — собеседница рассказчика — слушателя. Она хранительница таких же старых притчей, сказок и легенд, где их герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого.
Ларра — еще одна, ключевая, тень. он — раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права, обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве, уже не таком гордом, как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню — бессмертное существование, он за все годы превратился в тень, не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную.
Данко — герой, который оставил уже не «тень», а искры, свет, как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он — образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре. Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности.
Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И, хотя она считает, что ставила свою «тень» в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное, как существование Ларры. Они — две тени. Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко, но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности.
Их яркий антипод — горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь, воспоминания, тусклы. Она думает, что целиком отдала любви, как и Данко людям, свое сердце. Она ошибается, от Данко эта сказочница крайне далека. Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви. По-настоящему она никогда не была способна любить, была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна.
Данко — это не «тень», это луч света, искры и вечная светлая память избранному герою.
Огромную роль и значение играет эта следующая деталь, параллель, которая снова и снова подтверждает родственность главного образа героини с Ларрой и их отчужденности от Данко: старуха Изергиль первая указывает на тень Ларры, она видит ее, показывает собеседнику, но он не замечает и, даже стараясь, так и не увидит этой тени Ларры, искры же Данко первым подмечает повествователь, видит их свечение, указывает на них, но в ответ старуха говорит, что уже слепа и ей не по силу их видеть, она так и не созерцает их света. !
Старуха далека и от настоящего подвига, символом которого является опять же Данко. Ее жертва ради шляхтича, когда рискуя собой, она ползла к пленным через часового, чтобы увидеть «возлюбленного» — не есть подвиг. Этот поступок она совершила не по настоящей любви, не по широте своей души и благодетели, она погубила (так же наступив на горло как и Ларра своей жертве) по сути невинную личность и своим поступком не изменила положения. Этим поступком она лишь снова показала свою вольность и могущество.
Три убийства — еще три опоясавших рассказ символа. Ларра убивает невинную женщину ради собственной гордыни, Изергиль ради «любимого», а Данко убивает себя, ради других, и его сердце топчут…
Подводя итог в нашей образной и символической линии, еще раз скажем о том, что Ларра и Изергиль — образы свободы, но ими они никогда не были, так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными. Что нельзя сказать о Данко, который умер свободным, искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям…
Мы в полной широте рассмотрели всю многогранную, отточенную и глубокую по замыслу образность, заключенную в главной живой героине — старухе Изергиль, воплотившую в себя черты героев легенд Ларры и Данко. Я считаю, что в этом рассказе как нельзя глубже и ярче раскрывается талант писателя, как словесного портретиста, пейзажиста и тончайшего психолога.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»


Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»