Смысл авторского замысла Булгакова “Мастер и Маргарита”



В его произведениях проявления мистического довольно разнообразные: от копирования образов представителей демонического мира к символическим сновидениям героев, от фантастических элементов и невероятных путешествий в прошлое и будущее – к фантасмагорическим картинам и вертепу, феерии, фарсу. Мистика Булгакова насыщенная философской проблематикой. Роман, в котором имеющиеся философские проблемы, идеи: например, какое назначение человека в этом мире? Которое ее отношение к миру? Что такое бытие и что такое познание? Какие законы природы двигают мир? Но рассматриваются эти вопросы в литературе больше сквозь призму морально-этического в человеке. Философские романы изучены вами на уроках зарубежной и украинской литератур: Ф. Достоевский “Преступление и наказание”, Л. Костенко “Маруся Чурай” – роман в стихах. Можно припомнить и философские драмы Л. Украинки. В романе эти миры не существуют изолировано. Они постоянно пересекаются, взаимодействуют, они просекшие общими мотивами и темами, герои странствуют ими. Так, например, образа Иешуа Га-Ноцри отвечает образ самого Мастера, Иуде – образа барона Майгеля и журналиста-доносчика Алоизия Могарича, Пилату “московском измерении” – это вообще олицетворение тоталитарной власти (лично для Мастера – это и система МАССОЛІТ, которая уничтожала и травила его произведения.) Показательным


в этом плане есть интересный, по моему мнению, шаг режиссера фильма “Мастер и Маргарита” В. Бортко, который дал играть две роли одному актеру. Так, Валентин Гафт сыграл роль первосвященника Иудеи Каифу и в “московской” части – роль главного энкаведиста, который довольно близко напоминает нам Берию Л. П. На довершение о взаимосвязи трех художественных измерений нужно сказать, что все философские вопросы в романе Булгакова решаются на равные именно фантастического, потустороннего мира.
Обсуждая этот важный вопрос, ученики выходят на связи произведения Булгакова с авторитетными памятками мировой литературы, темы и цитаты которых имплицитно присутствуют в тексте романа: произведения Э. Гофмана, Данте, Г. Гоголя, Гете, А. Чехова, Пушкина, Ф. Достоевского и др. Возможно, больше связей ученики найдут в параллелях Булгаков – Гофман (главный конфликт – противостояние художников и филистеров; уродливость общества, в котором карьера делают такие, как Цахес; гротеск, ирония, фантастические преобразования пространства и времени; осмеяние и наказание тех, кто лишен творческого воображения и фантазии. Например, за что жестоко пострадал от “нечистой силы” директор варьете Римский, которому свита Воланда устроила такую ночь ужасов, что он превратился на седого старика? А он принадлежал к той категории людей, которые старались выгадывать “обыкновенные объяснения представлений необыкновенных”). Или в параллелях Булгаков – Гете (название романа, эпиграф, тема Пилата (Фауст с немецкого я зыка это Новое Завещание и именно разделы, посвященные Понтию Пилату), спор между Рафаэлем и Фаустом о назначении человека на земле и о том, кто руководит жизнью человека и что такое истина, который продлевается потом в романе “Мастер и Маргарита” между, например, Воландом и Берлиозом. А параллель Булгаков – Данте, это понимание что грехом человека для Данте есть предательсво, для Булгакова – трусливость; оба отталкивались от Библии, у Данте – ад в потустороннем мире, у Булгакова – вся земля превращается в ад: человеку не нужно умирать, она и так живое в аду тоталитарного режима и др. Почему писатель воспринял роман “Мастер и Маргарита” как свое художественное завещание? Во-первых, Булгаков работал над романом к последним неделям своей жизни. Уже смертельно больной, он вносил в текст правки, шлифовал стиль. Его роман – это не только завещание человечеству о приоритетах вечных ценностей в жизни, а и предупреждение о том, что будет ожидать человечество, если оно и дальше будет поднимать законы бытия.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...


Смысл авторского замысла Булгакова “Мастер и Маргарита”