Сочетание реализма и романтизма в прозе А. И. Куприна

Имя А. И. Куприна, несомненно, связано с реалистическим направлением в русской литературе начала 20 века. Этот художник честно и прямо говорил о насущных проблемах своего времени, затрагивал множество нравственно-этических и социальных вопросов, волновавших предреволюционное русское общество. Так, например, в повести “Поединок” Куприн рассказал об ужасающем положении русской армии, о нравственной деградации и моральном разложении офицерства, о полной бесправности солдат. В “Гранатовом браслете” писатель затрагивает проблему духовного обнищания русского дворянства, неспособного на искренние человеческие эмоции. Повесть Куприна “Олеся” обнажает проблемы внутреннего развития личности, влияния общества и семьи на характер и судьбу человека и так далее.
Кроме реалистичности проблем, которые Куприн решает в своих произведениях, он насыщает свои творения реалистическими деталями. Так, в “Поединке” подробно показан быт русских офицеров, их будни, их вечернее времяпрепровождение, круг их интересов. Повесть “Гранатовый браслет” начинается реалистическим пейзажем: “В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела

днем и ночью, точно бешеный бык”. В этом произведении воспроизведены детали жизни русского дворянства начала 20 века. Короткий рассказ “Ветка сирени” описывает бытовой казус из жизни молодых супругов.
Однако, несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в них живет очень сильная романтическая нота, которая освещает их, заставляет посмотреть на затронутые проблемы под другим углом, более остро почувствовать их трагизм.
Так, в “Гранатовом браслете” Куприн рассказывает о любви – настоящем, глубоком, сильном чувстве. Однако здесь оно окрашено в трагические тона – любовь безответна и приводит героя к гибели. Однако сам он считает себя счастливейшим человеком, ибо ему довелось испытать такое чувство.
Кроме “маленького человека” Желткова, никто из героев не способен любить – ни обожествляемая им княгиня Вера Николаевна, ни ее муж, ни сестра. Все они тоскуют по большому чувству, но в их жизнь оно не приходит. А если и появляется, как у Веры Николаевны, то человек просто не способен его разглядеть.
Вере Николаевне Желтков дарит самое дороге, что у него есть, – гранатовый браслет, семейную реликвию. И пусть это украшение было не очень дорогим, пусть на нем были всего лишь гранаты, однако эта вещь воспринимается нами как очень большая ценность. Потому что она символизировала чувство Желткова – настоящее, искреннее, всепоглощающее.
Ради Веры Николаевны, из-за нее Желтков умирает. Однако последними его словами, обращенными к княгине, были: “Да святится имя твое!” И эти слова дошли до сознания Веры Николавены, разрушили ее “холодную стену”. В финальных строках повести она страдает от чувства великой потери – потери единственной в ее жизни настоящей любви.
В произведениях Куприна настоящее чувство всегда заканчивается трагически, сталкиваясь с холодным миром реальности. Писатель считал, что в современной ему жизни нет любви, люди разучились испытывать эту эмоцию. И редкие счастливчики, которые все же способны любить, вынуждены если не погибнуть, то испытать большую боль, разочарование.
Так случилось с Олесей – героиней одноименной повести. Эта девушка всю жизнь прожила в лесах. Она была близка к “естественной” жизни, росла цельной и гармоничной натурой. Встретив молодого писателя, путешествующего по Полесью, героиня влюбилась в него. А точнее, полюбила по-настоящему. Ради этого человека она была готова пойти на все – даже рисковать своей жизнью.
А что же возлюбленный героини? Он не смог защитить ее, не смог поддержать, потому что постоянно сомневался – в себе, в своих чувствах, в правильности своего выбора. Поэтому в финале повести Олеся испытывает не только физическую, но и, гораздо более сильную, душевную боль.
Таким образом, произведения Куприна наполнены романтикой – романтикой любви. Писатель воспевает это прекрасное чувство, показывает, что оно способно приблизить человека к Богу, сделать его по-настоящему счастливым. Именно поэтому в первую очередь мы с полной уверенностью можем сказать, что, несмотря на всю реалистичность, в произведениях А. И. Куприна присутствуют черты романтизма.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Сочетание реализма и романтизма в прозе А. И. Куприна