Сочинение по повести Чехова “Тоска”

У старика извозчика Ионы умер сын (“Тоска”, 1886). Сломленный горем старик чувствует себя: бесконечно одиноким в огромном городе, полном “чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей…” Скоро неделя, как умер сын, а он еще ни с кем не смог поделиться своим горем. Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер. Один за другим сменяются седоки, и с каждым из них Иона пытается завести долгий, облегчающий душу разговор, но никому нет дела до его горя. “Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски”…”
Так и не дождавшись человеческого внимания, Иона идет ночью в конюшню, где стоит его лошадь, пусть неразумное, но все-таки живое существо, “…Так-то, брат кобылочка, – говорит Иона. – Нету Кузьмы Ионовича… Приказал долго жить… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?..
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина-Иона увлекается и рассказывает ей все,..” Самое страшное в судьбе Ионы, а также в судьбах Дениса Григорьева (“Злоумышленник”, 1885) и токаря чем страх перед нищетой. “Через час а она была уже в

дороге”.
“Назовите мне хоть одного корифея нашей литературы, который стал бы известен раньше, чем не прошла по земле слава, что он убит на дуэли, сошел с ума, пошел в ссылку…” В этих словах героя чеховского рассказа “Пассажир 1-го класса” (1886) слышатся горькие раздумья самого автора.
Несмотря на умение Чехова все переживать молча, у него как-то вырвалось признание, что “одиночество в творчестве – тяжелая штука”. Люди, окрулсавшиеписателя, .не могли по-настоящему оценить значение его труда. Литературный муравейник считал Чехова способным юмористом. Однако мысль о том, что бок о бок с ними тянет журнальную лямку замечательный писатель, показалась бы литературным коллегам Чехова смехотворной.
Чехов очень скоро расстался с иллюзиями относительно нравственных качеств Лейкина. “Лгун, лгун и лгун”,-характеризует он его в письме к брату. Ложью, была игра Лейкина в либерализм, ложью было его якобы писательское отношение к таланту Чехова.
Процесс разложения буржуазного общества Чехов показал в рассказах “Володя большой и Володя маленький” (1893), “Бабье царство” (1894), “В усадьбе” (1894), в повестях “Три года” (1895) и “Моя жизнь” (1896).
Писатель И. Горбунов-Посадов писал Чехову, что его рассказ “Бабье царство”, в котором описана жизнь хозяйки большой фабрики, наводит на “печальные и строгие размышления”.
Мыслящие честные люди не могут быть счастливы в мире угнетения, тунеядства и пошлости. В этом: Чехов видел залог того, что лучшая часть интеллигенции в будущем станет по-настоящему близка к народу.
Антона Павловича глубоко волновал вопрос, что же именно должна делать интеллигенция, . чтобы в корне изменить участь народа.
Этой теме носвящена повесть Чехова “Дом с МЕЗОНИНОМ” (1896). Земская деятельница Лидия Волчанннова, героиня повести, видит цель ЖИЗНИ В ТОМ, чтобы служить ближним”: организовывать школы, аптечки, библиотеки, помогать бедным крестьянам. “Правда, мы,- говорит она, – не спасем человечество и, быть может,-во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы-” правы “.
Теория “малых дел”, сторонницей которой является Лидия, находит страстного противника в лице художника, соседа Волчаниновых.
– “Народ окутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи,-доказывает он Лидии, – а лишь прибавляете ЕГО вые звенья… голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и ради чего стоит жить. Вы приходите к нему на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а напротив, еще порабощаете… за мушки (лечебное средство.- Г. С.) и книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину”.
Следует сказать, что сам Чехов, осуждая теорию “малых дел”, не отрицал полезности школ и больниц. Но писатель, не подводил никаких теорий под свои добрые дела, они были естественной потребностью его большого сердца. Правильно поставив вопрос о роли интеллигенции в жизни народа, Чехов не мог дать на него определенного ответа. Чехов раскрыл в своих крестьянских рассказах картину обнищания, темноты и дикости крестьян, разоблачил всю фальшь проповеди народничества, которое видело спасение деревни в возврате к патриархальной старине. Деревня, какой показал ее в своих рассказах Чехов, разрушала карточный домик народнических иллюзий.
В дневнике писателя за 1897 год сохранилась запись о “болтающих либералах”: “19 февраля – обед в “Кон-тинентале”, в память великой реформы. Скучно н нелепо. Обедать, пить шампанское, галдеть, говорить речи на тему о народном самосознании, о народной совести и т. п., в то время, когда кругом стала снуют рабы во фраках, те же крепостные, и на улице, на морозе ждут кучера, это значит лгать святому духу”.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Сочинение по повести Чехова “Тоска”