Сочинение по стихотворению Лермонтова “Смерть Поэта”

Узнав о смертельной ране Пушкина, полученной на дуэли с Дантесом, Лермонтов сначала создал текст стихотворения без последних 16 строк. Но когда ему стало известно, что в придворных кругах распространяют клевету на Пушкина, называя его виновником дуэли, Лермонтов был крайне возмущен. Свое негодование он излил, как говорит Раевский, в “известном прибавлении”, содержавшем 16 строк, первая из которых начинается словами, точно указывающими, кому они адресованы:
“А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…”


В дни прощания с Пушкиным Владимир Стасов (будущий художественный критик) – вместе с сокурсниками по Училищу правоведения – ощутил, как “заразителен был жар, пламеневший в этих (лермонтовских) стихах”. “Навряд ли когда-нибудь еще в России,- утверждал Стасов,- стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление”.
В наше время обнаружена неизвестная незавершенная статья о Лермонтове писателя и критика А. В. Дружинина. Вот как в ней оценивается стихотворение “Смерть-Поэта”: “Когда погиб Пушкин перенесший столько неотразимых обид от общества, еще недозревшего до ого понимания,
мальчик-Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека”.
Известный теоретик “чистого искусства”, нападавший на проявления “тенденциозности” в художествергных произведениях, Дружинин тем Не менее был потрясен гигантской эмоциональной силой лермонтовского “тенденциозного”, политического произведения, в котором к позорному столбу навсегда пригвождены гонители великого поэта, палачи Свободы, Гения и Славы. При этом они названы если и не поименно, то настолько прозрачно, что современникам не стоило труда разгадать имена “потомков известной подлостью прославленных отцов”. .Они хорошо были известны Лермонтову. В его архиве найдена рукопись “Смерти Поэта” с перечислением на последней странице фамилий обличаемых Лермонтовым “надменных потомков”. Кто они? Это “графы Орловы, Бобринские, Воронцовы, Завадовские, князья Барятинские, Васильчиковы, бароны Энгельгардты и Фрсдериксы”. “Вот чьи потомки преследовали Пушкина! – пишет И. Андроников. – Их отцы достигли высокого положения при российском дворе и причислены к знати не за гражданские доблести, не за победы в сражениях и не за заслуги перед историей (…). Это – темные убийцы, готовые па все ради положения, богатства и власти”3.
Им поэт противопоставляет “обломки игрою счастия обиженных родов”. Достаточно вспомнить пушкинское стихотворение “Моя родословная”, чтобы понять, что, подобно Пушкину, Лермонтов отвергал наглые попытки царедворцев – Бенкендорфов, Клейнмихелей, Дубельтов, Нессельроде – принизить историческое и национальное достоинство и значение тех русских дворянских родов, которые верой и правдой служили своему Отечеству.
В начале второй половины февраля 1837 года Лермонтов был арестован, и его содержали под стражей в Главном штабе. Шеф жандармов Бенкендорф писал об этом Николаю I: “Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарпу, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-нибудь извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи и о взятии его бумаг, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не хотел назвать”.
На донесении А. Бенкендорфа император написал: “Приятные стихи, нечего сказать. Я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, но помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”.
Приведя эту царскую о резолюцию о, начертанную па письмо Бенкендорфа, И. Л. Андроников справедливо замечает, что сделать с Лермонтовым подобное тому, что было сделано с автором знаменитого “Философического письма” П. А. Чаадаевым (он незадолго до гибели Пушкина был объявлен сумасшедшим), Николай I не мог, ибо тогда нельзя было бы поступить с арестованным поэтом “по закону”. На другой день Святослав Раевский отправил камердинеру Лермонтова записку и черновик своего объяснения по “Делу о непозволительных стихах…”, с Андрей Иванович! – просил Раевский.- Передай тихонько эту записку и бумаги Мишелю. Надобно, чтобы он отвечал; согласно с нею, и тогда дело кончится ничем… А если он станет говорить иначе, то может быть хуже…” Заканчивалась эта записка просьбой “потом непременно сжечь ее”.
Записка Раевского попала в руки жандармов и послужила добавочной уликой против него: он был наказан не только “за распространение сих стихов” (“Смерть Поэта”.- К. Л.), но “и, в особенности, за намерение тайно доставить сведения корнету Лермонтову о сделанном им показании…”.
Младший родственник поэта рассказывает: “Лермонтова посадили под арест в одну из комнат верхнего этажа здания Главного штаба (…). Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на” этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: “Когда волнуется желтеющая нива…”; “Я, матерь божия, ныне с молитвою…”; “Кто б ни был ты, печальный мой сосед…” и переделал старую пьесу “Отворите мне темницу…”, прибавив к ней последнюю строфу “Но окно тюрьмы высоко”.
В справедливости этого вывода убеждают не только лирические произведения Лермонтова, но и его поэмы “Мцыри” и “Демон”, а также роман “Герой нашего времени”.
Написанная Лермонтовым, когда он находился под арестом, “Молитва” вызвала одобрение такого убежденного атеиста, как В. Г. Белинский, отметившего ее среди других произведений поэта той поры: “чудная “Молитва”. И действительно, сколько здесь душевного тепла, сколько тревоги за судьбу другого человека; ничего для себя не просит у богоматери лирический герой стихотворения: “Не за свою молю душу пустынную”.
Одинокий странник, знающий жизнь и людей, страстно просит уберечь юную невинную девушку от бед и опасностей.
Я знал его: мы странствовали с ним
В гараж востока и тоску изгнанья
Делил и дружбу.
Одному из них не суждено было дождаться возвращения из ссылки:
Под бедною походкою палаткой
Болезнь его сразила, и с собой,
В могилу он инее летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновения,
Обманутых надежд и горьких сожалений!
Сколько нежной ласки, доброй грусти в словах прощания:
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
И с какой силой звучит заключительная, седьмая строфа о последнем подарке судьбы тому, чья “могила неизвестная” окружена радовавшей его при жизни величественной синей степью, которую “серебряный Кавказ объемлет”, а рядом – любимое Одоевским море, и о нем – пронзительная, щемящая сердце последняя строка стихотворения:
А море Черное шумит не умолкая.
В лирике Лермонтова стихотворение “Памяти А. И. Одоевского” – одно из самых поразительных но неразрывной, трагических нот прощаиия с близким человеком и мужественного оптимизма, восторга перед героем, в котором, вопреки всему, что его угнетало, жила “вора гордая в людей и жизнь иную”. Кавказ, куда Лермонтова привозили на лечение в детские и отроческие годы, оказал на него и на этот раз самое благотворное влияние: “…для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь”,- писал Лермонтов из Тифлиса С. А. Раевскому во второй половине ноября – начале декабря 1837 года. В том же письме поэт сообщил другу новость: “Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе,- да жаль теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться” Стремление овладеть татарским (азербайджанским) языком было вызвано живейшим интересом Лермонтова к восточному фольклору, о чем свидетельствует сделанная поэтом в 1837 году запись народной сказки “Ашик-Кериб”, рассказанной ему “каким-либо местным ашугом, несомненно азербайджанцем по происхождению.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Сочинение по стихотворению Лермонтова “Смерть Поэта”