Социальное звучание произведений Блока


Социальное звучание произведений Блока становится все более отчетливым во втором томе. Блок все пристальнее всматривается в окружающую его действительность, все ближе воспринимает жизнь. Предгрозовые раскаты и сама революционная гроза 1905 года не пронеслись мимо него. Тема страшного мира и неприятия его, вера в неизбежность гибели капиталистического уклада, своеобразно осмысленная и интерпретированная, все чаще появляется в поэзии Блока. Красный цвет становится на время символом мещанства, пошлости, продажности: “Но ты гуляешь с красным бантом и семячки лущишь…” (II, 116); в притоне разврата “всех ужасней в комнате был красный комод” (II, 139); “Красный штоф полинялых диванов…” (III, 31); “Был любовный напиток – в красной пачке кредиток” (II, 168). Поэту ненавистны мещанские красные герани в окошках:
О, если б не было в окнах
Светов мерцающих!
Штор и пунцовых цветочков!
В письме к Сергею Соловьеву от 8 марта 1904 г. Блок писал: “Пишу стихи длинные, часто совершенно неприличные, которые, однако, нравятся мне больше прежних и кажутся сильнее. Не ругай за неприличие, сквозь него во мне все то же, что в прежнем “расплывчатом”, но в формах крика, безумий и часто мучительных диссонансов” (VIII, 97).
Трагедия человека в капиталистическом городе, среди дыма заводских труб, передана с помощью оттенков красного в стихотворении

“Обман” (II, 146-147, 5 марта 1904 г.): “пьяный красный карлик… прыгнул в лужицу красным комочком… Красное солнце село за строенье… По улицам ставят красные рогатки… Стремительно обгоняет их красный колпак… В глазах ее красно-голубые пятна…”
С темой разоблачения капиталистического города, символом которого становится красный фонарь, связана в поэзии Блока тема падшей женщины – жертвы людского равнодушия, пресытившегося мира (“Улица, улица…”, “Повесть”, “Легенда”, “Невидимка”, “Там дамы щеголяют модами”, “Клеопатра”, “Ночная фиалка”, “Мария”, “Вот – в изнурительной работе…”, “Последний день” и т. д.). Во многих стихотворениях Блок ставит рядом поэта и “падшую”, утверждая их внутреннюю близость: духовную незащищенность, ранимость. В падшей Блок видит близкую, обиженную подругу, человека:
Там, где скучаю так мучительно,
Ко мне приходит иногда
Она – бесстыдно упоительна
И унизительно горда.
Лирический герой называет падшую своей “красной подругой”, “вольной девой в огненном плаще”. Тема падшей как жертвы ненавистного страшного мира раскрывается с помощью красного цвета:
И – нежданно резко – раздались проклятья,
Будто рассекая полосу дождя:
С головой открытой – кто-то в красном платье
Поднимал на воздух малое дитя…
Светлый и упорный, луч упал бессменный –
И мгновенно женщина, ночных веселий дочь,
Бешено ударилась головой о стену,
С криком исступленья, уронив ребенка в ночь…
И столпились серые виденья мокрой скуки.
Кто-то громко ахал, качая головой.
А она лежала на спине, раскинув руки,
В грязно-красном платье, на кровавой мостовой.
Цветовые образы, в основном с участием красного, играют существенную роль в трагическом решении темы города (“Невидимка”):
Веселье в ночном кабаке.
Над городом синяя дымка.
Под красной зарей вдалеке
Гуляет в полях Невидимка.
…Вам сладко вздыхать о любви,
Слепые, продажные твари?
Кто небо запачкал в крови?
Кто вывесил красный фонарик?
…Вечерняя надпись пьяна
Над дверью, отворенной в лавку…
Вмешалась в безумную давку
С расплеснутой чашей вина
На Звере Багряном – Жена.
Гораздо реже используется красный цвет в портретных зарисовках. Это портрет человека – жертвы проклятого города:
Лазурью бледной месяц плыл
Изогнутым перстом.
У всех, к кому я приходил,
Был алый рот крестом.
…Им смутно помнились шаги,
Падений тайный страх,
И плыли красные круги
В измученных глазах.
Кульминацией символики красного цвета в поэтике Блока является использование его для передачи революционных предчувствий и настроений:
… росли восстаний знаки,
Красной вестью вечного огня
Разгорались дерзостные маки,
Побеждало солнце Дня. I, 513
Рабочий в “сером армяке” берет в свои руки руль “барки жизни”: “Тихо повернулась красная корма…” (II, 161). “Отдаленного восстанья надвигающийся гул” (II, 202) – и “Над вспененными конями факел стелет красный свет” (II, 201); “От дней войны, от дней свободы – кровавый отсвет в лицах есть” (III, 278). Красный как символ свободы, наводящий ужас на тех, кто стоит на страже существующего порядка, звучит в стихах:
…Дразнить в гимназии подруг
И косоплеткой ярко-красной
Вводить начальницу в испуг…
И, конечно, красный – это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими “державным шагом” двенадцатью красногвардейцами, бессменным дозором революции:
В очи бьется Красный флаг.
Раздается Мерный шаг.
И если во втором томе “взвился огневой, багряницей засыпающий праздничный флаг” (II, 274, 1907), то в поэме “Двенадцать” он гордо реет на ветру: “Это – ветер с красным флагом разыгрался впереди…”.
Во втором томе Блок не раз обращался к этому образу, но это был всего лишь намек на необычность, таинственность ситуации:
“Птица Пен” ходила к югу,
Возвратясь давала знак:
Через бурю, через вьюгу
Различали красный флаг…
Эволюция символики красного цвета у Александра Блока позволяет проследить, как поэт углублял и расширял систему поэтических образов. Среди них образы, в создании которых использован красный цвет и его оттенки, играют решающую роль для понимания творчества Блока, эволюции его мировоззрения.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Социальное звучание произведений Блока