Созерцательно эстетическое отношение Фета к природе

А. А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, — общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высокоразвитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.
— В моем саду, в тени густых ветвей
— Поет в ночи влюбленный соловей.
У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит его с Тютчевым:
— Как майский глубокий
— Зефир, ты, мой друг, хороша.
У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
— В небесах летают тучи,
— На листах сверкают слезы,
— До росы шипки грустили,
— А теперь смеются розы.
Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего «Ада», Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь — в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:
— Какой горючий пламень
— Зари в такую пору!
— Кусты и острый камень
— Сквозят по косогору.
— Ушли за днем послушно
— Последних туч волокна…
— О, как под кровлей душно,
— Хотя раскрыты окна.
Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами. У различных поэтов легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:
— Смотри, красавица, — на матовом фарфоре
— Румяный русский плод и южный виноград.
— Как ярко яблоко на лиственном узоре!
— Как влагой ягоды на солнышке горят.
Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить манделынтамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла…» — ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетовской мелодикой и ритмикой.
Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:
— Уснули метели
— С печальной зимой,
— Грачи прилетели,
— Пахнуло весной.
— Широкая карта
— Полночной земли
— Чернеет, и марта
— Ручьи потекли.
— Для песни полночной
— Отныне живи,
— Душой непорочной
— Предайся любви.
Даже запись в альбом, поэтический пустяк, он превращает в эстетическое событие: «Среди фиалок в царстве роз Примите искренний поклон…» Его, фетовские леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», а еще:
— На природе с каждой каплей
— Зеленеет вся одежда,
— В небе радуга сияет,
— Для души горит надежда.
При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе.
— Шепот, робкое дыханье.
— Трели соловья,
— Серебро и колыханье
— Сонного ручья.
— Свет ночной, ночные тени,
— Тени без конца,
— Ряд волшебных изменений
— Милого лица,
— В дымных тучках пурпур розы,
— Отблеск янтаря,
— И лобзания, и слезы,
— И заря, заря!
— Я пришел к тебе с приветом,
— Рассказать, что солнце встало,
— Что оно горячим светом
— По листам затрепетало;
— Рассказать, что лес проснулся,
— Весь проснулся, веткой каждой,
— Каждой птицей встрепенулся
— И весенней полон жаждой;
— Рассказать, что с той же страстью,
— Как вчера, пришел я снова,
— Что душа все так же счастью
— И тебе служить готова;
— Рассказать, что отовсюду
— На меня весельем веет,
— Что не знаю сам, что буду
— Петь — но только песня зреет.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Созерцательно эстетическое отношение Фета к природе


Созерцательно эстетическое отношение Фета к природе