Сплетня о сумасшествии Чацкого (Анализ явлений 14 21 III дейст вия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Значение образа Чацкого в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума очень точно определил Гончаров: Он вечный обличитель лжи, запрятав-шийся в пословицу: Один в поле не воин. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва. События 3-го действия комедии (явления 14-21) как нельзя лучше под-тверждают это положение. Да, Чацкий жертва, жертва поневоле. Слово, сплетня, людская молва сыграли в его судьбе роковую роль. Как определил Немирович-Данченко, Загорелась маленькая травка, потом огонь пошел лизать все вокруг, легкий треск перешел в зловещий глу-хой шум, и скоро все обращается в удушливый пожар. Так обмолвка Софьи, затем убедительнейшие подробности лгу-нишки Загорецкого и, наконец, религиозно-политические обвинения глухой графини как ярчайшее воплощение логики фамусовского общества все это привело к тому, что Чацкий был объявлен сумасшедшим. Третье действие комедии происходит в доме Фамусова, в доме, где все двери настежь. Чего, кстати, не скажешь, о людях, об их мыслях, чув-ствах и намерениях. Слух о сумасшествии Чацкого возник как бы невзначай. Просто госпо-дин N вовремя оказался рядом с Софьей в тот момент, когда она, негодуя, обронила фразу: Он не в своем уме. Так можно сказать в шутку, и не стои-ло принимать эти слова за истину. Но нет, ведь это сказано о Чацком, а он всем насолил. И поэтому с большим удовольствием господин N подхваты-вает новость и делает все, чтобы о ней узнали окружающие. Немного отвле-чемся от событий и зададимся вопросом: Почему гость Фамусова не имеет имени? Более того, у него есть своеобразный двойник господин Д. Это очень глубокий психологический ход Грибоедова. Безымянные гости на званном вечере исполняют роль малоприметную, но зловещую. Это роль разносчиков сплетни о сумасшествии Чацкого. Орудием борьбы против него противники избрали сплетню. Скажем, достойный для них ход, иного ожидать и не приходилось. Коварный, отвра-тительный, безнравственный способ борьбы против своего противника, не-сущего свет правды. А. С. Грибоедов очень тонко и последовательно выстраивает психоло-гический и социальный механизм сплетни ее зарождение, распространение и превращение в очернительную ложь. Достойно удивления мастерство автора комедии, сумевшего так психо-логически тонко показать то состояние, которое испытывала Софья, поняв, что может произойти из-за случайно оброненной фразы. Идет своего рода игра словами, взглядами, недомолвками. Софья молчит (дана авторская ре-марка), отвечает уклончиво, не сразу, прежде чем подтвердить, что Чацкий сумасшедший. Ее поведение оправдано, и складывается ощущение, что ге-роиня ждет какую-то ниточку, которая свяжет все последующие события. И она появляется в форме вопроса: Однако есть приметы? Этот вопрос на-чало кульминации произведения. Все поставлено на карту. Ответ Софьи начало конца Чацкого. Удивительно, с какой быстротой слух о его сумасше-ствии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они моментально объединяются этим слухом, так как Чацкий опасный враг. Итак, вначале Софья медлит с ответом. И эту паузу ощущаешь бук-вально физически, она настолько эмоционально воздействует, что чувству-ешь себя участником событий. Велика роль авторской ремарки смотрит пристально. В пристальном взгляде Софьи, устремленном на собеседника, желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают. Наконец Софья решается: Мне кажется. Так зарождается сплетня о Чацком. Вернее, это заведомая ложь, отданная в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. И что важно: возникнув, она теряет авторство, становится оружием для всех. Ни-кому не нужно знать, откуда поползли слухи; вероятно, на это и рассчитыва-ла Софья. Следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов яв-ляется Загорецкий, для которого переносить дело привычное и увлекатель-ное. Он с радостью восклицает: С ума сошел! Грибоедов маленькими штришками дополняет, уточняет, расцвечивает подробностями весть: пом-ню, знаю, слышал. Начиная с Загорецкого, сплетня становится легаль-ной. Один из удачных авторских приемов в комедии соседство комичного и трагичного. Старая графиня, будучи глуховатой, перевирает слова по сход-ным понятиям. Это как игра в испорченный телефон. Да, это смешно, если б не было трагично. И это трагичное искажение смысла услышанного. Вот Загорецкий на ее вопрос: нет ли здесь пожара? — объясняет: Нет, Чац-кий произвел всю эту кутерьму. Не расслышав, графиня переспрашивает: Как, Чацкого? Кто сел в тюрьму? И навязчивая идея о полицмейстере и тюрьме не дает ей покоя. За комизмом этой ситуации стоит мрачное проро-чество. И тут Грибоедов заставляет читать между строк. Полицмейстер тюрьма солдатчина — это судьба многих декабристов и всех тех, кто пы-тался переменить общественную жизнь России. В 21-м явлении III действия Грибоедов собрал всех действующих лиц и даже более того. Он заканчивает ремарку словами: и многие другие. У Грибоедова, как мы уже убедились, никогда и ничего случайного не бывает. Наверное, должно произойти что-то очень важное. Все собрались, чтобы громогласно объявить, подтвердить, провозгла-сить весть о сумасшествии Чацкого. Эта авторская задумка, продуманная во всех деталях, поражает своей логичностью и безукоризненным воплощением во всем: слове, жесте, паузе. Почему именно графине Хлестова произносит: С ума сошел! Прошу покорно! Да невзначай! Да как проворно! Ты, Софья, слышала? Графиня самый влиятельный, сановный гость Фамусова. А то, что она обращается к Софье, неважно. Создается ощущение, что автор устами Хлестовой (какая говорящая фамилия!) обращается к нам с тем, чтоб пока-зать, какой нравственный урок можно извлечь из этой жизненной истории. Говоря о художественной стороне явлений 14-21 из 3-го действия, не-обходимо отметить, что Грибоедов и здесь выступает как мастер речевой ха-рактеристики героев. Их перед нами проходит огромное количество, и каж-дый индивидуален. А как умело автор обращается с ритмом и рифмой! Ко-медия, выдержанная в разностопном ямбе, позволяет передать все оттенки и многообразие живой речи. Несколько слов о синтаксической стороне этого отрывка. В тексте обилие восклицательных и вопросительных предложений. Это придает дополнительную эмоциональную окраску репликам действую-щих лиц. Грибоедов мастер психологического анализа. Это проявляется в том, как убеждают гости Фамусова друг друга в сумасшествии Чацкого. Все верят в это. Но только не читатель. И если по какой-либо причине Грибоедов пре-рвал комедию на 3-м действии, победа Чацкого все равно была бы предвос-хищена. Все это позволяет поставить комедию Грибоедова в ряд произведений, по словам И. А. Гончарова, отличающихся крепкой живучестью от других произведений.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Сплетня о сумасшествии Чацкого (Анализ явлений 14 21 III дейст вия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)


Сплетня о сумасшествии Чацкого (Анализ явлений 14 21 III дейст вия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)