Сравнение образов Гулливера и Робинзона

Но Свифт противопоставил разумным обитателям страны гуигнгнмов неразумных представителей человеческого рода. Попав на территорию страны гуигнгнмов и еще не поняв толком, где он находится, Гулливер подвергается нападению стада отвратительных животных — и лишь чудом избегает смерти. Выглядели эти животные так: «Голова и грудь у них были покрыты густыми волосами — у одних вьющимися, у других — гладкими. У многих из них были и бороды, похожие на козлиные. Вдоль спины и передней части лап тянулись узкие полосы шерсти. Но тело было голое, так что я мог видеть кожу темно-коричневого цвета. Хвостов у них не было… Волосы и у самцов, и у самок были разного цвета: коричневые, черные, рыжие.
Они редко оставались в покое, все время бегали, прыгали и скакали с изумительным проворством. Крепкие и острые когти на передних и задних лапах позволяли им с ловкостью белки карабкаться на самые высокие деревья. В общем, во время моих путешествий я никогда ни встречал более безобразных, более гнусных животных».
Но вот Гулливер посещает сарай у дома хозяина-гуигнгама, у которого Гулливер разместился: «Мы вошли туда, и я увидел трех таких же отвратительных животных как те, от которых я оборонялся под деревом. Они с жадностью пожирали коренья и сырое мясо, очень неприглядное на вид. Впоследствии я узнал, что это были трупы подохших собак, ослов и коров. Все трое были привязаны за шею крепкими ивовыми прутьями к толстому бревну. Пищу они держали в когтях передних лап и разрывали ее зубами.
Хозяин-конь приказал своему слуге, гнедому лошаку, отвязать самое крупное из этих животных и вывести его во двор. Поставив нас рядом, хозяин и слуга начали внимательно сравнивать нас, после чего несколько раз повторили слово «еху». Невозможно описать ужас и удивление, овладевшие мной, когда я заметил, что это отвратительное животное по своей внешности в точности напоминает человека»…
И далее из разговоров с гуигнгнмами выясняется, что ЕХУ — самые необузданные, самые жестокие, самые завистливые, самые жадные и прожорливые животные страны гуигнгнмов, которые годятся лишь на самые грязные работы и о которых в совете гуигнгнмов время от времени ставится вопрос: «Не следует ли стереть ЕХУ с лица земли». В частности, один из ораторов «заявил, что гуигнгнмы росту пили весьма неблагоразумно, задумав приручить ЕХУ оставив в пренебрежении ослов. Это красивые и нетребовательные животные, гораздо более смирные и добронравные, чем ЕХУ. Правда, они уступают ЕХУ в ловкости, но все же достаточно сильны и выносливы, чтобы таскать тяжести. Крик их не очень приятен, но все же он гораздо лучше ужасного воя ЕХУ».
Но вот в ходе разговоров с Гулливером гуигнгнм вынужден допустить, что где-то есть страны, где живут разумные ЕХУ и где неразумны, напротив, гуигнгнмы. С ужасом слушает гуигнгнм-хозяин рассказ о нелегкой доле гуигнгнмов в обществе правящих ЕХУ, о том, как гуигнгнмов запрягают, о том, как выглядит уздечка, седло, шпоры, кнут, упряжь, о том, как состарившихся гуигнгнмов продают на живодерню.
«Хозяин несколько раз прерывал мой рассказ возгласами негодования. Больше того, он был поражен тем, что мы осмеливаемся садиться верхом на гуигнгнмов… Однако он (В. Р. — как истинный просветитель) согласился с тем, что если у нас одни только ЕХУ одарены разумом, то по всей справедливости им и должно принадлежать господство над остальными животными, так как разум всегда торжествует над грубой силой».
Но… далее Гулливер честно рассказывает гуигнгнму-хозяину о таких явлениях в жизни человеческого общества, как войны («Если монарх посылает свои войска в страну, население которой бедно и невежественно, то половину его он может законным образом истребить, а другую половину обратить в рабство. Это называется вывести Народ из варварства и приобщить его ко всем благам цивилизации»), как неправый суд, как роскошная жизнь одних за счет нищеты других. И… хозяин-гуигнгнм делает вывод, что правящие ЕХУ из далеких стран руководствуются теми же инстинктами, что и местные не озаренные светом разума ЕХУ — только у тех, далеких, цивилизованных ЕХУ эти инстинкты чуть-чуть больше замаскированы. И вот к какому выводу пришел хозяин: «Он сказал, что много размышлял по поводу всего, сказанного мною о себе самом и о моей родине и пришел к довольно печальному выводу: «Вы являетесь, — заявил хозяин, — особой породой животных, наделенных крохотной частицей разума. Но этим разумом вы пользуетесь лишь для развития ваших природных пороков и приобретения новых…
Чтобы проверить эти выводы, я сравнил, — продолжал мой хозяин, — ваш образ жизни, ваши обычаи и нравы с образом жизни наших ЕХУ.
Это окончательно убедило меня, что и в умственном отношении между вашим народом и ЕХУ наблюдается удивительное сходство. ЕХУ ненавидят друг друга больше, чем остальных животных. Обычно считают, что причина этой ненависти — в их уродстве; каждый ЕХУ видит уродство своих собратьев и не замечает своего собственного. Но теперь мне кажется, что это объяснение ошибочно. Причины раздоров среди этих скотов те же самые, что и причины раздоров среди ваших соплеменников. В самом деле, если Вы даете пятерым ЕХУ корму, которого хватило бы для пятидесяти, то они, вместо того, чтобы спокойно приступить к еде, затевают драку. Каждый старается захватить все для себя. Поэтому, когда ЕХУ кормят в поле, то к ним обыкновенно приставляют слугу…
В нашей стране кое-где попадаются разноцветные блестящие камушки. К этим камушкам ЕХУ питают настоящую страсть. Если камень крепко сидит в земле, они готовы поработать целый день, чтобы только отрыть его. Свою добычу они уносят к себе в логовище и закапывают там глубоко в землю. При этом они соблюдают величайшую осторожность, все время подозрительно оглядывается по сторонам, прячутся — словом, явно боятся, как бы соседи не заметили, куда они прячут свои сокровища»…
«Когда два ЕХУ, — продолжал хозяин, — находят в поле такой камень и вступают из-за него в драку, то сплошь и рядом он достается третьему. Пользуясь тем, что они поглощены дракой, он схватывает камень и уносит».
Мой хозяин усматривал некоторое сходство с нашими судебными тяжбами… Здесь — правда, довольно редко — попадается один сочный корень. ЕХУ старательно разыскивают этот корень и с большим наслаждением его сосут. Он производит на них то же действие, какое производит на нас вино. Под его влиянием они то целуются, то дерутся, гримасничают, что-то лопочут, спотыкаются, падают в грязь и засыпают… В большинстве стад ЕХУ бывают своего рода правители, всегда самые безобразные и злобные из всего стада. У каждого вожака имеется обычно фаворит. Этот фаворит всегда очень похож на своего покровителя. Обязанности его заключаются в том, что он лижет ноги своего господина и заботится о его удобствах. В награду за это его время от времени награждают куском ослиного мяса. Этого фаворита ненавидит все стадо, и потому для безопасности он всегда держится возле своего господина. Обыкновенно господин держит его до тех пор, пока не найдет еще худшего. А как только он получает отставку, так все ЕХУ этой области, молодые и старые, во главе с его преемником, обступают его и задают ему трепку. Насколько все это приложимо к нашим императорам и министрам, хозяин предложил определить мне самому».
Зачем понадобилось Свифту столь издевательски пародировать человеческую жизнь? Ясно, что именно в данном случае это было продиктовано отнюдь не простым стремлением к литературному эпатажу. По мнению писателя и литературоведа М. Левидова, внимание Свифта-автора «Путешествия в страну гуигнгнмов» сконцентрировано вовсе не на гуигнгнмах, создавших просто непредставимое на земле утопическое общество, а именно на ЕХУ. Гуигнгнмы — это только оттеняющий фон: «… Бробдингнег и гуигнгнмы существуют не как реальность и не как идеал, а только как условный композиционный момент, как возвышение, с которого удобнее всматриваться в единственную реальность, в равнину лилипутов, лапутян и ЕХУ». Очевидно, своими безобразными ЕХУ Свифт хотел бросить вызов человечеству в робкой надежде на то, что этот вызов заставит людей ужаснуться самим себе — и хотя бы немного измениться к лучшему. Уже упомянутый М. Левидов от имени воображаемого Свифта произносит монолог, концентрирующий в себе смысл этого обращения к человечеству: «Да, вы ЕХУ, я об этом не умолчу! И среди вас, ЕХУ, я, разумный, свободный человек одинок. Но только к вам, к кому же еще могу я обратиться с моим непримиримым призывом: может быть, захотите вы, может быть, сумеете вы перестать быть ЕХУ? Долгие годы я жил и боролся за то, чтоб хоть в чем-нибудь вы перестали быть ЕХУ и приблизились хоть сколько-нибудь к нормальному человеку. Я был побежден в этой борьбе, как Гулливер, я оказался пленником вашего мира, нормальности которого я не признаю, я убедился, что вы не хотите и не можете перестать быть ЕХУ… И все же я пишу эту книгу, я не могу молчать, пока я жив, я следую властному велению, диктующему мне: скажи, скажи им еще раз, — может быть, захотите вы, может быть, сумеете вы превратиться из ЕХУ в человека!»


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Сравнение образов Гулливера и Робинзона


Сравнение образов Гулливера и Робинзона