Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в “Герое нашего времени”

Максим Максимыч в известном смысле противопоставлен Печорину. Читатель встречается с героем в “Бэле”, “Максиме Максимыче”, “Фаталисте”. Максим Максимыч – типичный представитель офицерского гарнизонного корпуса русской армии, несшего основные тяготы в опасной службе на Кавказе подпоручиком, когда Алексей Петрович Ермолов приехал “на Линию”. Получил при нем два чина за дела против горцев. Десять лет стоял в крепости с ротой у Каменного брода, в Чечне (“Бэла”). Дослужился до штабс-капитана в крепости за Тереком.


Автор впервые знакомит нас со штабс-капитаном у подошвы Койшаурской горы, возле духана. “Он казался лет пятидесяти”. Цвет лица был смуглым от закавказкого солнца. Он имел поседевшие усы, твердую походку, бодрый вид.
От спиртного сознательно воздерживается, потому что в бою нужно быть трезвым. “Другой раз целый год живешь, никого не видишь, да как тут еще водка – пропадший человек!” Отказался добавить ром в чай (“Бэла”). Пьющих не любит: “Уж татары, по мне, лучше: те хоть непьющие”.
Полевая жизнь и военная обстановка заставляли офицеров приобрести необходимые знания, которые училища не
давали. Максим Максимыч знал языки кавказских народов, уверенно разбирался в приметах погоды, имел глубокие сведения в “поваренном искусстве”. На татарской свадьбе он был переводчиком у Печорина. Он точно предсказал ухудшение погоды по тому, как “курилась” Гуд-гора (“Бэла”), хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом (“Максим Максимыч”).
За долгие годы службы хорошо изучил достоинства и недостатки кавказских народов: кабардинцев, чеченцев и других. Мог предвидеть, как эти люди поведут себя в каждой ситуации. Правильно заметил рассказчику, что осетины возьмут с него на водку: “Уж я их знаю, меня не проведут!” (“Бэла”).
На свадьбе старшей дочери татарского князя Максим Максимыч не позабыл подметить, где поставили лошадей. Максим Максимыч вполне может войти в положение другого человека, понять мотивы его действий. Когда Казбич убил князя, штабс-капитан сказал, что “по-ихнему” он был совершенно прав. После похищения Бэлы он не стал строго судить Печорина, лишь потребовал сдать шпагу. (Это означало домашний арест). А затем слегка пристыдил его.
Жизнь в крепостях и в условиях постоянных военных действий не позволила ему обзавестись семьей. Рассказывая о Бэле, он признается: “Я, знаете, никогда с женщинами не обращался…”
Максим Максимыч очень тепло отнесся к Бэле: “Я ее любил как отец”. Он выходил с ней гулять, потому что одной ей было опасно появляться. Ему было “досадно”, что Печорин “переменился к этой бедной девочке”. Вел себя Максим Максимыч очень тактично и скромно. Именно про таких людей говорят, что они себе цены не знают. По поводу того, что Бэла перед смертью не вспомнила о нем, Максим Максимыч сказал: “И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?…” Когда Печорин уехал, оборвав встречу, Максим Максимыч снова принизил себя: “Я не богат, не чиновен…” (“Максим Максимыч”).
Отзывчивый Максим Максимыч принимает близко к сердцу ранение и смерть Бэлы. Ухаживая за ней, он и Печорин “изумились порядком”.
Максим Максимыч ведет себя естественно в любой обстановке. Так, когда автор предложил ему свою комнату в гостинице, он “не церемонился”.
Привязанность к людям и чувство дружбы сохраняются у Максима Максимыча надолго. Он дал деньги лакею Печорина тот известил барина о нем, ждал Печорина за воротами день и следующее утро, бросил служебные дела у коменданта. После поспешного отъезда Печорина глаза Максима Максимыча поминутно наполнялись слезами (“Максим Максимыч”).
В “Фаталисте” автор пространно рассуждает о судьбе и предопределениях на примере поручика Вулича, у которого была осечка в пистолете. По этому поводу Максим Максимыч вполне резонно заметил: “Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем…”
В романе Лермонтова есть несколько персонажей, к которым читатель испытывает симпатию. Максим Максимыч вызывает особенно теплые чувства.
Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного. Так считал и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что “героем наших дней” будет непритязательный, честный служака Максим Максимыч.
В. Г. Белинский признал в Максим Максимыче “тип чисто русский”. Он писал: “…Вы, любезный читатель, верно, не сухо расстались с этим старым младенцем, столь добрым, столь милым, столь человечным и столь неопытным во всем, что выходило за тесный кругозор его понятий и опытности. И даст Бог вам встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей!”.
Максим Максимыч – это, по мнению Белинского, “добрый простак, который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он”. Образ Максим Максимыча важен для понимания демократической устремленности творчества Лермонтова. Подобный образ встречался и ранее в творениях поэта: это был образ смертельно раненного армейца, человека долга в стихотворении “Завещание”, храбрых и благородных солдат и командиров в “Бородино”, “Валерике”, и, наконец, в очерке “Кавказец”, где дан обобщенный образ офицера, представителя демократической среды, который годами подвергал себя военной опасности, а в будущем его поджидала одинокая неустроенная старость.
Максим Максимыч беден, не имеет высокий чин и не слишком образован. Жизнь его складывалась трудно, а воинская служба наложила определенный отпечаток на его характер. Он рядовой армейский офицер, который многое повидал и имеет большой жизненный опыт. Служебный долг для него превыше всего, при этом Максима Максимыча характеризует жизнелюбие и способность тонко воспринимать красоту окружающего мира. Штабс-капитан наделен чувством прекрасного, гуманен и самоотверженен, умеет заботиться о людях.
В отношении к Печорину Максим Максимыч добр и радушен. Старый офицер искренне привязывается к Григорию Александровичу и дарит ему нежность и внимание.
Доброта души Максима Максимыча раскрывается и в отношении к Бэле. Он полюбил дикую черкешенку как родную дочь, глубоко переживал за ее судьбу, когда Печорин охладел к ней. Максим Максимыч заботился о Бэле, стараясь сгладить ее переживания. Он даже пытался поговорить с Печориным о судьбе девушки, не одобрял его равнодушного отношения к Бэле.
Несмотря на доброту и искренность, Максим Максимыч очень одинок. Он не смог создать семьи и все время проводил в затерянной крепости, исправно исполняя свои обязанности. “Для него жить – значит служить, и служить на Кавказе”, – писал Белинский. Максим Максимыч прекрасно знает жизнь горцев и местные нравы: “Ужасные бестии эти азиаты! Уж я их знаю, меня не проведут”.
Максим Максимыч совершенно иной персонаж, чем главный герой романа. Штабс-капитан выгодно отличается от Печорина своей простотой и безыскусственностью, ему не свойственна рефлексия, он воспринимает жизнь такой, какова она есть, не философствуя и не анализируя. Максим Максимыч близок к окружающей действительности. Ему понятны горцы с их простым и примитивным бытом, с их чувствами, находящими выражения не в длинных речах, а в действиях. В жизни горцев Максим Максимыч не видит ничего непонятного, необъяснимого. Напротив того, характер и поведение Печорина ему совершенно непостижимы. Печорин в глазах Максим Максимыча “странен”: “…с большими был странностями”. Характеристики, которые дает Максим Максимыч Печорину, говорят не только о простоте и наивности его души, но и о довольно ограниченных способностях его ума, о неспособности понять сложный и ищущий внутренний мир главного героя: “Видно, в детстве был маменькой избалован”. Существенно, что именно Максиму Максимычу автор доверяет рассказать повесть “Бэла”, так как герой слишком прост, чтобы понять Печорина – в основном Максим Максимыч излагает внешние события. Привязанность Максим Максимыча к Печорину сохраняется с годами. Это можно наблюдать во время встречи героев, спустя пять лет. Максим Максимыч настолько рад встрече, что бросает ” в первый раз от роду…дела службы”, позабыв о своих годах, бежит к Печорину, хочет “на шею кинуться” от переизбытка чувств. Однако Печорин встречает приятеля лишь сухим вежливым приветствием. Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: “Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…” Максим Максимыч принял желаемое за действительное, поэтому отношение Печорина при последней встрече оказалось тяжелым ударом судьбы для штабс-капитана.
Для речевой манеры Максима Максимыча характерно употребление выражений и оборотов из военно-профессиональной терминологии: “пришел транспорт с провиантом”; “девки и молодые ребята становятся в две шеренги”. Вместе с тем в речи Максима Максимыча без всякой особой аффектации, без нажима, как совершенно привычные, вошедшие в ежедневный обиход, встречаются наиболее распространенные местные, “кавказские”, слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщица, бешмет, гяур, калым и т. п. Иногда в речи самого Максима Максимыча, а чаще в передаваемой им прямой речи Казбича и Азамата, звучат отдельные слова и фразы татарского языка: “Эй, Азамат, не сносить тебе головы, – говорил я ему: – яман будет твоя башка!”
Но бывает и так, что Максим Максимыч в своем рассказе как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: “Бедный старичишка бренчит на трехструнной…забыл как по ихнему… ну, да вроде нашей балалайки”. Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающему быту.
В наиболее напряженные драматические моменты язык Максима Максимыча становится особенно выразительным и приближается к стилю автора: “Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…”
Высокую художественность речи Максима Максимыча отметил еще Белинский: “Максим Максимыч рассказал историю Белы по-своему, своим языком; но от этого она не только ничего не потеряла, но бесконечно много выиграла. Добрый Максим Максимыч, сам того не зная, сделался поэтом, так что в каждом его слове, в каждом выражении заключается бесконечный мир поэзии. Не знаем, чему здесь более удивляться: тому ли, что поэт, заставив Максима Максимыча быть только свидетелем рассказываемого им события, так тесно слил его личность с этим событием, как будто бы сам Максим Максимыч был его героем, или тому, что он сумел так поэтически, так глубоко взглянуть на событие глазами Максима Максимыча и рассказать это событие языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим даже в самом комизме своем?…”
Показательно то, как с помощью слова оттеняется “непохожесть” героев. Внутренний мир Максима Максимыча раскрывается через устное слово – сказ, внутренний мир Печорина – через “журнал”-дневник, который он писал для себя.
Таким образом, такой персонаж, как Максим Максимыч, весьма важен для раскрытия основной идеи произведения и характера Печорина. Этих героев сближает удаль, любовь к природе, понимание ее величия и красоты, смелость и благородство, непосредственность и искренность в общении, интерес к окружающему миру, действенное отношение к нему.
Однако добрый и простой штабс-капитан неспособен понять характер и поступки Печорина, хотя искренне к нему привязывается. Максим Максимыч воспринимает жизнь такой, какой она есть. Он довольно ограниченный и примитивный служака, верный присяге и исправно выполняющий свои обязанности. Однако по словам Белинского, у него “чудесная душа, золотое сердце”. Конечно же, Печорин и Максим Максимыч не могли стать настоящими друзьями, эти люди стоят на разных полюсах жизни.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в “Герое нашего времени”