Стихотворение А. А. Блока “Незнакомка” (Восприятие, истолкование, оценка)



Блок был представителем символизма, литературного течения, зародившегося в конце 80-х годов XIX века. Основателем символизма считается В. Брюсов, а философской основой для течения стала теория В. Соловьева о Вечной Женственности. Что такое Вечная Женственность? Это нетленное и божественное начало, Бог, но, в отличие от всеобщего восприятия Бога в мужском роде, символистская Мировая душа, частью которой является каждый человек, была женского рода.
Первым серьезным сборником стихов Блока стали “Стихи о Прекрасной Даме”, изданные в 1905 году. Влияние теории Соловьева во многом определило характер “Стихов о Прекрасной Даме”. В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви, и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты. эЭо было неземное, возвышенное создание. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение “Предчувствую Тебя”.
“Незнакомка” была написана в Озерках 24 апреля 1906 года, стихотворение входит в цикл “Город”.
В это время в творчестве Блока произошел переход на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал В. А. Жуковский. В обыденной противоречивой жизни всегда звучит гармония мира – вот постулат двоемирия. Образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные трансформации, теперь она приобрела реальные черты.


/> Эта мысль находит свое отражение в стихотворении “Незнакомка”. Сюжетно здесь речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. Идея произведения – встреча со своей возлюбленной, которая предстает перед героем в новом обличье. С помощью вина юноша пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Блок достигает высочайшей реалистичности картины за счет использования следующих словесных рядов: “горячий воздух дик и глух”, “окрики пьяные”, “весенний и тлетворный дух”, “скука загородных дач”, “заламывая котелки”, “скрипят уключины”, “раздается женский визг”. Нетрудно заметить, что при описании дачного общества и времяпрепровождения основной прием, используемый Блоком, – это звукопись. В той же, первой части “Незнакомки”, перед лирическим героем впервые предстает Она. Являясь частью того же мещанского мира, героиня носит и все его приметы. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения (“ее упругие шелка”, “шляпа с траурными перьями”, “в кольцах узкая рука”). Кроме того, она появляется в ресторане каждый день в определенный час, всегда одна, спокойно чувствуя себя среди пьяных мужчин.
Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, дешевом образе незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы:
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Вечная Женственность взглянула на юношу из-под этой темной вуали:
…И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
“Незнакомка” написана четырехстопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, богатая (“уключины” – “приученный”, “поверьями” – “перьями”), с чередованием мужских и женских клаузул.
В стихотворении сталкиваются элементы высокой и низкой (разговорной) лексики: “стан”, “очи”, “заламывая котелки” (устаревшее выражение), “кривится”, “торчат”, “чудовище”, “влага”. Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: “женский визг” – “детский плач”.
Излюбленное художественное средство Блока – метафора – используется в стихотворении чаще других выразительных средств: “воздух глух”, “заламывая котелки”, “кривится диск”, “влага терпкая и таинственная”, “шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”, “близостью закованный”, “глухие тайны”, “очи бездонные”, “пронзило вино”, “души излучины”, “чудовище”. В стихотворении есть и олицетворения: (“…правит…тлетворный дух”, “ко всему приученный… диск (луны)”, “веют ее шелка”, “очи цветут”), сравнения (“пьяницы с глазами кроликов”), эпитеты (“тлетворный дух”, “таинственная влага”, “очарованная даль”, “туманное окно”, “глухие тайны”).
Блок использует анафору “и каждый вечер”, а также анафорическую связку “и”, которая начинает семь из тринадцати строф. Такой прием позволяет повышать эмоциональную нагрузку: каждое последующее “и” по логике должно находиться на тон выше предыдущего и развивать общий тон стихотворения по спирали.
Блок использует также интересный кинематографический прием монтажа. Читатель сначала видит дачи, затем сразу ресторан, далее – столик, где сидит Незнакомка. За счет этого действие становится очень динамичным.
Особенностью лирического героя является его разочарованность в своих мечтах. Он не может примириться с действительностью и понять смысл жизни, поэтому пьет вино – под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.
Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной Дамы, сказочного существа (“древние поверья”, “очарованная даль”, “дыша духами и туманами”) и черты реальной женщины (“кольца”, “шляпа с перьями”, “шелка”).
В статье “О современном состоянии русского символизма” (1910) Блок так писал о созданном им образе: “Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено”.
В стихотворении “Незнакомка” Блок попытался создать невиданный образ женщины, которая принадлежит не только этому миру, но и какому-то другому – потустороннему. И пусть этот персонаж не врубелевский Демон, как мечтал написать ее поэт, но совершенно новый образ в русской литературе – блоковская Незнакомка.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...


Стихотворение А. А. Блока “Незнакомка” (Восприятие, истолкование, оценка)