Стихотворение А. С. Пушкина “Бесы” (восприятие, истолкование, оценка)

Лирика А. С. Пушкина, говоря словами Н. В. Гоголя, “явление чрезвычайное”. Она органично сочетает в себе высокую человечность, глубину и ясность мысли, гармонию формы и содержания. Кроме того, поэзия Пушкина чрезвычайно богата и разнообразна. Она удивительно открыта всем впечатлениям жизни, “всемирно отзывчива”. Гоголь писал об этом: “Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов. Чем он не поразился и перед чем он не остановился?”
Именно поэтому до конца понять

и осмыслить лирику Пушкина нелегко. Со стихами этого поэта мы встречаемся с самого раннего детства, они сопровождают нас на протяжении всей жизни. И каждый раз, перечитывая то или иное произведение А. С. Пушкина, мы находим в нем все новые и новые поэтические смыслы.
Одним из таких глубоких и насыщенных произведений поэта является стихотворение “Бесы”. Композиционно его можно поделить на три части, каждая из которых начинается одинаково:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Эти строки создают жуткую картину бурана, сильнейшей вьюги. По мере развития
стихотворения это описание погодного ненастья перерастает в мистическую картину. Уже в первой части ямщик, везущий лирического героя, упоминает о черте:
В поле бес нас сводит, видно,
Да кружит по сторонам.
Именно поэтому путники сбились с пути и оказались в самом сердце разгула стихии: “Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно…”
А бес все не успокаивается, дразнит и пугает людей. Первым на него обратил внимание ямщик. Я думаю, это неслучайно: ямщику, как человеку из народа, более близок и понятен мистический мир, он глубоко верит в него. Поэтому за природным ненастьем ямщик видит разгул дьявольских сил:
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня…
Лирический герой, который едет в чистом поле один-одинешенек, без спутников, признается, что ему очень страшно: “Страшно, страшно поневоле, Средь неведомых равнин”.
Вторую часть стихотворения можно назвать кульминационной. Ее вступление “Мчатся тучи, вьются тучи…” еще более усиливает напряжение, доводя его в конце части до наивысшей точки. Теперь уже и лирический герой замечает беса: “Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят”. Испуганные лошади снова понесли. Герой становится свидетелем какого-то шабаша, разгула нечистой силы:
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
В третьей, итоговой части, лирический герой передает свои чувства от всего, что он увидел и пережил: “Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…” Здесь уже герой испытывает страх, ужас, панику.
Знаменательно выражение “надрывают душу…” Следовательно, герою горько и мучительно смотреть на разгул нечистой силы, он переживает по этому поводу.
Вся картина, изображенная в стихотворении, приобретает символический смысл. Мне кажется, что Пушкин здесь описывал окружающую его жизнь: личную и общественную. В ней он видел засилье бесов, нечистой силы, которой “несть числа”. Она заполонила все, добралась до “беспредельной вышины”. Один лирический герой не вступает в их дьявольскую игру. За это бесы путают его, пугают, хотят окрутить и погубить…
Но герой только сначала испытывает страх. В конце стихотворения он приподнимается над всей этой чертовщиной, как бы отстраняется от нее. Герой наблюдает за разгулом темных сил в жизни, в мире, и все происходящее “надрывает ему душу”. Ведь лирический герой понимает, что всего этого быть не должно…
В свете такого прочтения данное стихотворение можно отнести к вершинам философской лирики Пушкина. Кроме того, это произведение – художественный шедевр поэта.
Пушкин мастерски создал картину бесовского разгула. С помощью различных тропов он передал жуткое неистовство всех стихий. В стихотворении много эпитетов (снег летучий, средь неведомых равнин, одичалого коня, во тьме пустой, средь белеющих равнин, бесконечны, безобразны бесы, кони чуткие, в беспредельной вышине, визгом жалобным); сравнений (невидимкою луна, верстою небывалой торчал, сверкнул искрой малой, закружились, будто листья в ноябре). Метафоры в стихотворении помогают создать картину свистопляски всей природы: вьются тучи, мутно небо, ночь мутна, вьюга слипает очи, колокольчик умолк, вьюга злится, вьюга плачет, визгом надрывая сердце.
Для усиления мистического впечатления автор использует повторы: еду, еду; страшно, страшно; вьюга злится, вьюга плачет, а также звукоподражание: колокольчик дин-дин-дин.
Стихотворение написано октавой (восьмистишием) с традиционной перекрестной рифмовкой.
Мне кажется, именно сочетание глубокого философского содержания, захватывающего сюжета и простой, лаконичной формы сделало стихотворение “Бесы” одним из самых известных и любимых среди читателей всего мира.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Стихотворение А. С. Пушкина “Бесы” (восприятие, истолкование, оценка)