Стихотворение И. А. Бунина “Одиночество” (восприятие, истолкование, оценка)

Поэзия Бунина получила различную оценку в современной ему критике. Сторонники “новой поэзии” считали его плохим стихотворцем, не использующим современных словесных средств. Бунин, в свою очередь, не признавал “новых” поэтических течений. Резкость его суждений о творческих принципах художников-модернистов была известна многим. Он писал, что в творчестве “исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серьезность, простота, непосредственность, благородство, прямота, – и морем разлилась вульгарность, надуманность,

лукавость, дурной тон, напыщенный и неизменно фальшивый”.
О характере бунинской поэзии хорошо сказал Горький: “Когда я буду писать о вашей книге стихов… я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном…”
Стихотворение “Одиночество” написано Буниным в 1903 году. В это время происходит его плавный переход от поэзии к прозе. В этом произведении автор по-своему раскрывает тему любви и одиночества. Стихотворение драматично и носит глубоко лирический характер.
Анализируемое произведение состоит из четырех строф по шесть строчек в каждой. Такая структура придает стихотворению некоторую громоздкость,
но она же служит для передачи чувств и переживаний лирического героя.
Первая строчка представляет собой перечисление имен существительных, которые передают полную картину действительности. Также с помощью этого приема происходит постепенное усиление эмоционального напряжения. Уже первая строчка воссоздает настроение лирического героя: “И ветер, и дождик, и мгла”.
Место нахождения лирического героя – осенняя дача, где “жизнь до весны умерла, до весны опустели сады”. Его внутреннее состояние характеризуется словом “темно”.
Вторая строфа – обращение к собеседнице, которая является объектом любви лирического героя: “Вчера ты была у меня, но тебе уж тоскливо со мной”. Автор указывает на состояние природы, усиливая тем самым драматизм одиночества:
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…
В конце предложений этого стихотворения стоит многоточие. С помощью него автор указывает на некоторую недоговоренность, задумчивость лирического героя.
Образы туч придают стихотворению большую напряженность и показывают картины обыденной жизни, где один день похож на другой, когда нет рядом любимого человека: “Сегодня идут без конца те же тучи – гряда за грядой”.
Удивительно привлекателен метафорический образ следа под дождем:
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
Автор показывает, что обратного пути нет и след под дождем – то единственное, что осталось от возлюбленной, но и он “расплылся, налился водой”. Чувство одиночества усугубляется состоянием природы, которая характеризуется яркими эпитетами, создающими ощущение тоски поздней осенью – “над холодной пустыней воды”, “ненастный день”, “предвечерняя серая тьма”.
Последняя строфа по своей сути противоречива. Первые две строчки – это своеобразное продолжение размышлений, воспоминаний. Они не выбиваются из общего настроения:
Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Третью и четвертую строфу, на мой взгляд, можно назвать итогом, выводом для всего эмоционального состояния лирического героя. Он смирился с действительностью, реальностью. Последние две строчки противоречат общему колориту стихотворения:
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Я думаю, здесь выражена некоторая ирония героя, который ясно воспринимает действительность и таким способом пытается отвлечься от одиночества и тоски. Говоря “хорошо бы собаку купить”, автор хочет сказать о том, что чаще всего людям не хватает понимания и преданности друг другу. Эти качества свойственны только собакам, которые не оставят “под вечер ненастного дня”.
И. А. Бунин не может представить жизнь без любви. Это человеческое чувство тесно переплетается с пейзажными зарисовками: “Вчера ты была у меня, но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой”.
Бунин-художник обнаруживает себя, прежде всего, в изображении природы пронзительно-меланхоличной, со следами тютчевской “возвышенной стыдливости страдания”. О чем бы Бунин ни говорил в своих стихотворениях, он, прежде всего, создавал зрительный образ, давал волю целому потоку ассоциаций.
Свойством бунинского дарования было особенное художническое видение мира, воспитанное им в себе еще в детстве, во время занятий живописью и литературой. Это свойство станет отличительной чертой всего творчества писателя.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Стихотворение И. А. Бунина “Одиночество” (восприятие, истолкование, оценка)