Стихотворение В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся”


Владимир Владимирович Маяковский – поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.
Чуть ночь превратится в рассеет,
Вижу каждый день я:
Кто в глав,
Кто в ком,
Кто в полит,
Кто в просвет,
Расходится народ в учрежденья.
Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих – и дождь бумаг, из которых выбирают “с сотни – самые важные!” – для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания – решение вопроса о “покупке склянки чернил Гупкооперативом”, наконец, уже совершенно невообразимое заседание “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма”. Лирический герой, добивающийся аудиенции “со

времени она”, искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:
И вижу:
Сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
У героя от этой “страшной картины свихнулся разум”. И вдруг:
…спокойнейший голосок секретаря:
“Она на двух заседаниях сразу.
В день
Заседаний на двадцать
Надо поспеть нам.
Поневоле приходитсяраздвояться”.
Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота “не разорваться же”. Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным:
О, хотя бы
Еще
Одно заседание
Относительно искоренения всех заседаний!
Близким к тематике этого произведения является и стихотворение “О дряни”. В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Характеристика “мрази”, прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:
“Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
Головы канарейкам сверните –
Чтоб коммунизм
Канарейками не был побит!”
Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.
Сатира Маяковского – один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.
Остро и беспощадно Маяковский бичует “вечное” зло



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Стихотворение В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся”