Стихотворения Юрия Живаго

Сборник представляет собой 17-ю, заключительную главу романа «Доктор Живаго» и по замыслу автора принадлежит главному герою этого произведения. Не все стихотворения напрямую связаны с сюжетом романа, однако все обнаруживают глубинную, идейно-тематическую связь с происходящими в нем событиями. Они создавались Пастернаком в период с 1946 по 1953 год; «отказ» поэта от их авторства обусловлен особого рода автобиографичностью романа, заключающейся не столько в схожести жизненных путей автора и его героя, сколько в близости их мироощущения и убеждений.
Гамлет. См. раздел «Анализ стихотворения».
Фарисейство — Здесь: лицемерие, ханжество.
На Страстной. Стихотворение точно передает смысл и порядок Службы Страстей Христовых. Последняя неделя Великого поста носит название Страстной И посвящена воспоминанию о страданиях Иисуса Христа и о принесенной им искупительной жертве.
Великий (или Страстной) Четверг Соответствует пасхальной вечери Христа с учениками, Великая Пятница — Осуждению, распятию и погребению Христа. В ночь с Пятницы на Субботу процессия, символизирующая погребение, обносит вокруг храма Плащаницу — Полотно с изображением Христа во гробе после снятия с креста. По окончании Страстной Недели празднуется Пасха — Главный христианский праздник, установленный в воспоминание о Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия.
Псалтырь — сборник из 150 псалмов; одна из канонических книг Ветхого Завета и наиболее употребительных Священных книг в православном богослужении.
Притвор — Часть храма при входе.
Просфора — Небольшой круглый хлеб, использующийся в православном богослужении в Таинстве Причащения.
Паперть — крыльцо храма; обычное месторасположение нищих и калек.
Ковчег — Ларец или сосуд для хранения предметов, относящихся к Таинству Причастия.
Апостол — Богослужебная книга, включающая в свой состав Деяния Апостолов, их Послания и Апокалипсис.
Стихотворение знаменательно соотнесением смерти и Воскресения Христа со смертью и весенним возрождением природы, а также представлением о том, что Воскресение требует духовного усилия.
Шестое августа — особый день для Пастернака: именно этот день, когда 13-летним мальчиком он упал со скачущей во весь опор лошади, поэт считал началом своего творческого служения: «Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только произведения как внушенные состояния, которые оставалось только испытать на себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошеным, начинать собою то, что до сих пор приходило без начала…». Теперь же, через 50 лет после того знаменательного события, поэт в стихотворении «Август» Прощается с «творчеством и чудотворством». Для Пастернака было особенно важно, что по старому стилю 6 августа праздновалось Преображение Господне — Второй Спас — праздник, посвященный преображению Иисуса Христа перед лицом учеников на горе Фавор, Когда Он явился им в Своей Божественной славе: «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матф.17, 2).
Зимняя ночь. «Свеча горела на столе, свеча горела» — с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении, для Юрия Живаго, героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», началось творчество. Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) — и земной любви двух человек, любви, утверждающей свой высший смысл и свое право на жизнь перед лицом этого враждебного всему живому хаоса. Так что недаром вопреки всему горит на столе свеча — символ человеческой души, человеческой жизни.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Стихотворения Юрия Живаго


Стихотворения Юрия Живаго