Сюжет четвертого акта пьесы Гоголя «Ревизор»

Действие в начале IV акта несколько замедляется, но напряжение его не спадает. Чиновники явились «в полном параде и мундирах» , чтобы официально представиться ревизору. Земляника убежден, что ревизору необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…». Цель этих взяток весьма практическая: предохранить свое ведомство от ревизии и обезопасить себя. Таким образом, к активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники. Выход Хлестакова во 2-м явлении подтверждает, что он еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы. Иван Александрович продолжает оставаться в приятном заблуждении, что окружающих привлекают его личные незаурядные качества: «…Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то, чтобы из интереса… Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь.
В сценах официального представления местных чиновников Иван Александрович уже начинает смутно догадываться, что принят за «начальственное лицо». Это не «Только не смущает его, но и побуждает к более решительным действиям: просьбы о деньгах становятся похожи на требования, а выслушивая посетителей, обещая и разрешая, он держит себя нисколько не хуже любого действительно важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно-угоднической атмосферы, которая создается (всякий раз па своп лад) каждым входящим для представления.
Явление 8. Хлестаков наконец-то заподозрил, что местные власти принимают его за высокое начальство, но видит в этом следствие того, что «вчера им подпустил пыли…» От истины он еще далек, и, когда Осип уговаривает его уехать, он не видит никакой угрозы в том, чего опасается умный слуга: «не ровен час какой-нибудь другой наедет… лучше уехать скорее: ведь вас, право, за кого-то другого приняли…»
Вероятно, именно в эту минуту он и написал в письме к Тряпичкину: «… как вдруг по моей петербургской физиономии и по костюму весь город, принял меня за генерал-губернатора…». По своей привычке он сильно преувеличивает возможную должность и ранг того лица, за которое принят,- это льстит его тщеславию,- и при этом весьма комично мотивирует ошибку горожан. Вспомним, что как раз внешний облик Хлестакова («точно муха с подрезанными крыльями») и вызывал недоумение городничего своим несоответствием с важностью и значительностыо чина и должности ревизора, а кроме того, генерал-губернаторами обычно назначались военные чины, чаще всего генералы, поэтому ни лицо, ни «партикулярный» костюм Хлестакова не могли быть причиной ошибки.
И тем не менее предположение Хлестакова в каком-то отношении не очень далеко от истины: ревизор-инкогнито из Петербурга с секретным предписанием, вероятно, обладал полномочиями, близкими к генерал-губернаторским. Хлестакову «еще хочется пожить здесь…». И только напоминание о гневе отца и заманчивая перспектива получить хороших лошадей, и чтобы ямщики «как фельдъегеря катили! и песни бы пели! » — заставляет его согласиться на отъезд.
Приняв решение уехать, он с еще большей увлеченностью разыгрывает роль облеченного властью государственного лица и важно принимает жалобы купечества и мещанства на произвол городничего. Однако возгласы Хлестакова: «Ах какой же он мошенник! Да это, просто, разбойник! Да за это, просто, в Сибирь…» — совсем не означают какого-либо возмущения самоуправством городничего: Хлестаков любуется собой, примеряясь к роли генерал-губернатора,- и только.
Но долго выдерживать натиск жалобщиков и прошений он не может, ему надоедает эта форма игры, тем более что представляется случай блеснуть своей светскостью и столичными манерами перед дамами. И вот Хлестаков в новой роли — роли безумно влюбленного. На какое-то время он с головой уходит в новую игру — игру в пылкого, страстного, отчаянного героя романа, которому жестокие родители грозят разлукой с возлюбленной: «Решите: жизнь или смерть?.. Я влюблен…».
— «Генерал-губернатор — высший чиновник губернской администрации в царской России, стоявший во главе генерал-губернаторства (одна или несколько губерний). Генерал-губернатор имел права высшего управления и надзора за состоянием вверенного ему края, прямого сношения с министрами и личного доклада императору» (Энциклопедия).
И вот Хлестаков в новой роли — роли безумно влюбленного. На какое-то время он с головой уходит в новую игру — игру в пылкого, страстного, отчаянного героя романа, которому жестокие родители грозят разлукой с возлюбленной: «Решите: жизнь или смерть?.. Я влюблен…».
Известие о том, что лошади готовы, возвращает Хлестакова на землю. Вот теперь он хитрит уже вполне сознательно, разъясняя недоумение городничего, куда же отбывает нареченный зять: «А это… На одну минуту только… На один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад…»,- обещая вернуться точно «завтра или послезавтра».
Из любезно предложенных «тестем» денег он берет 400 рублей после многозначительной ремарки: «немного подумав», не отказывается и от персидского голубого ковра и уезжает, высказав Сквознику-Дмухановскому самую искреннюю благодарность: «Очень обязан за ваше гостеприимство! Я признаюсь от всего сердца, мне нигде не было такого хорошего приема…». Таким образом, IV действие позволяет установить, как приводит Гоголь своего героя к догадке о том, что он принят за какое-то важное начальственное лицо. Если 3-7-е явления IV действия дают богатый материал для характеристики Хлестакова и чиновников, то 15-е явление раскрывает новую ступень отношений Хлестакова и городничего.
Сквозник-Дмухановский, так боявшийся, чтобы ревизор не встретился с городскими обывателями, узнает, что все меры, принятые им для этого, оказались напрасными: ревизор принял купцов и их подношения, выслушал слесаршу и высеченную унтер-офицерскую жену и, может быть, получил все жалобы, прошения и доносы от толпы других пострадавших из-за притеснений начальства городских жителей. Это — катастрофа, крушение, потеря места, суд и суровое наказание. Городничий готов «впопыхах» умолять, унижаться, отводить от себя все обвинения:
— «Ваше превосходительство! Не погубите, не погубите! Унтер-офицерша налгала вам, будто я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла. А насчет мошенничества осмелюсь доложить: это такие мошенники, каких свет не производил…»
Он величает ревизора, сообразно высокому чину последнего, «превосходительством», показывая тем самым, что «инкогнито» разгадано, что притворству нет места в столь опасной для него ситуации. Но внезапный поворот событий: на грани полного отчаяния и безнадежности городничий узнает, что «их превосходительство» просит руки его дочери.
Всего несколькими репликами Гоголь великолепно раскрывает, что совершается при этом в грубой душе Сквозника-Дмухановского. Сначала — страх, почти ужас при сообщении Анны Андреевны, что петербургский сановник просит руки Марьи Антоновны: «Куда, куда! Рехнулась, матушка! Не извольте гневаться, ваше превосходительство: она немного с придурью…» Затем замешательство, смятение: «Не могу верить, ваше превосходительство! Не смею верить, недостоин такой чести. Не могу верить: изволите шутить, ваше превосходительство. Не могу верить.». Городничий страшно боится рассердить гостя, сомневается, колеблется: «Ах, боже мой! Я ей-ей не виноват ни душою, ни телом. Не извольте гневаться! Извольте поступать так, как вашей милости угодно! У меня, право, в голове теперь… я и сам не знаю, что делается. Такой дурак теперь сделался, каким еще никогда не бывал… Да благословит вас бог, а я не виноват». И наконец — торжество: «Ай, Антон! Ай, Антон! Ай, городничий! Бона, как дело-то пошло!»
Обручение дочери с ревизором возносит городничего на вершину такого успеха, что он окончательно теряет голову, а вместе с этим и способность критически относиться к окружающему. Ему кажется, его игра выиграна, так или иначе он победил ревизора, теперь уже ничем не грозят его преступления и грешки, ставшие известными петербургскому вельможе,- хозяин положения — он, Сквозник-Дмухановский.
В процессе чтения IV действия читатели отвечают на 8-й вопрос и, кроме того, выясняют, каким образом Хлестаков приходит к убеждению, что принят за «государственного человека», и как использует он это открытие. Такая формулировка может быть предложена как тема для устной домашней работы или для письменного ответа на уроке, но и то и другое — лишь после совместного анализа текста и обсуждения поставленного вопроса. В беседе при чтении выясняется также и очень важный для понимания комического действия «Ревизора» вопрос о том, какие изменения произошли в отношениях городничего и Хлестакова: что привело городничего в состояние, крайнего страха и каким образом он оказался «победителем» в создавшемся положении?


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Сюжет четвертого акта пьесы Гоголя «Ревизор»


Сюжет четвертого акта пьесы Гоголя «Ревизор»