Тарелкин – характеристика литературного героя


ТАРЕЛКИН – центральный персонаж драмы А. В. Сухово-Кобылина “Дело” (1861, сцен, назв. “Отжитое время” – 1882) и комедии-шутки “Смерть Тарелкина” (1869, сцен. назв. “Расплюевские веселые дни” – 1900). В иерархии “Дела” Кандит Касторович Т. принадлежит к категории “Силы”. Коллежский советник, приближенное лицо Варравина – правителя дел всего ведомства, Т.- важный персонаж в армии антихриста, “обложившего” всю христианскую землю. Автор моделирует образ как динамический характер, в основе которого не литературные нормы, а социальные роли. Т.- олицетворение “новой” России, новой морали, выражение нигилистического мировоззрения. Т.- человек, способный на все (“с мертвого снял бы шкуру”), готовый на любое преступление, но фатально невезучий. Его цинизм беспределен, однако он не обладает страшной жестокой хваткой победителя Варравина. Т. жалок в своей мерзости, он не человек, а тень. Автор создает оригинальный образ маленького человека, одержимого социальной мимикрией, готового за грош продать душу дьяволу. В сюжетном пространстве существует линия внешней жизни Т., выставленной напоказ: приличный человек, одет безукоризненно, завсегдатай итальянской оперы и т. д. И другая, подлинная жизнь – “в засаде”. Внешне благополучный Т.- беден, одержим злобой и завистью. Уже в “Деле” заложен мотив мнимости

и миражности этого образа. Автор указывает на парик и вставные зубы Т., его вечное стремление улизнуть, скрыться, забиться в щель: “…найму квартирку у Успенья на Мо-гильцах, в Мертвом переулке, в доме купца Гробова, да так до второго пришествия и заночую”. В своем подпольном сознании он выстроил “положительную” программу жизни, в центре которой – законность взятки и “капкана”. И вдруг на наших глазах все строение разрушено, развалилось, как карточный домик. Его обманули! Какой пафос в финальном монологе “Дела”: взяточник, подлец, провокатор взывает к справедливости, к закону, состраданию. Он поднимается до патетики в защите своих искаженных ценностей и целей (ср. финальный монолог Ихарева в “Игроках” Гоголя). Образ Т. усиливает звучание эсхатологических мотивов драматурга. В “Смерти…” они приобретают особый символический строй. С этим персонажем (не только сюжет-но, но и идеологически) связаны темы антихриста, конца света, дьявола, вурдалака. В пространстве двух пьес образ Т. строится как череда бесконечных превращений, переодеваний, смены ролей, ликов. Подмена внешности, документов, судьбы – метафора уничтожения личности. Превращение ничтожества Т. перед собственным гробом в либерала, законника, гуманиста, шагающего “впереди прогресса”, – свидетельство разрушения истинных роциальных ориентиров. (Не случайно первоначально Т. носил фамилию Хлестаков.) Он – кукла, муляж, духовный труп. Т., жаждущий другой жизни, прославляющий сладость мести почти как романтический герой (на чем и строится интрига “Смерти…”), до конца останется “омерзительной жабой”, “ядовитой гадиной”. С вожделением творящий подлости, Т. навсегда останется побежденным. Но парадокс Сухово-Кобылина состоит в том, что в постоянной трансформации Т. его сила и жизнестойкость. Погибнет Муромский, а с ним добро, справедливость, правда, – Т. останется жить и управлять делами в российском государстве.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Тарелкин – характеристика литературного героя