Тема любви в творчестве А. А. Фета


Творчество Фета занимает особое место в русской литературе. Роль этого поэта огромна в формировании такого направления литературы 19 века, как “чистое искусство”. Больше того, Фета с уверенностью можно назвать предшественником импрессионизма в русской поэзии.
Лирика этого автора отличается яркостью, легкостью и детальностью. Фет писал: “Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит”. Он считал, что поэт, в первую очередь, певец красоты, и в этом его основная задача: “Попробуйте воспеть изобретение пороха, компаса или лекцию о рефлексах, и вы убедитесь, что это даже не мыслимо”.
Немалое место в творчестве А. А. Фета занимает любовная лирика. Часто эта тема у поэта тесно связана с природой, поскольку, по его мнению, только природе свойственно такое же многообразие чувств и красок, какое присуще любви. Природа становится у Фета частью огромного чувства:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Фет не воспевает страстные чувства. В его поэзии мы не находим таких ярких эмоций, как отчаяние или восторг. Хотя это и не делает поэзию Фета о любви менее интересной, а само испытываемое лирическим героем чувство – искусственным. Чаще всего образ возлюбленной, к которой обращается герой, очень нечеток. Порой, даже сложно выявить хоть

какие-нибудь внешние черты адресата:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Настоящая любовь, по мнению поэта, вечна, поэтому часто любовные стихотворения у Фета имеют форму воспоминания. Лирический герой прекрасно помнит все то, что когда-то испытывал:
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Стихотворения о любви у Фета удивительно музыкальны. Поэт обладал феноменальной способностью создавать образы, не вырисовывая деталей. При этом созданная им картина была понятна и близка по-своему каждому читателю. Важно заметить также, что, несмотря на некоторую “расплывчатость” и туманность образа, Фету все же удается создать ощущение прекрасного:
Только встречу улыбку твою,
Или взгляд уловлю твой отрадый,
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной!
Фет считает, что намного важнее не сама любовь как конкретное чувство, испытываемое человеком в определенный момент его жизни. Намного важнее его душевное состояние в какой – то миг. Именно мгновение ценно, важно то, что происходит сейчас. Даже самые малейшие движения души человеческой вызывают у поэта глубокий интерес. Он очень точно и, в то же время, предельно ярко передает оттенки переживаний лирического героя.
Говоря о любовной лирике Фета, нельзя не вспомнить об одном из самых ярких стихотворений поэта. Это произведение удивляет, в первую очередь, тем, что оно весьма динамично, но при этом в нем отсутствуют глаголы, которые и должны были бы создавать смену картин:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучах пурпур розы
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря!
На мой взгляд, данное стихотворение привлекательно не только сюжетной и эмоциональной “картинкой”, но и мастерской подачей чувств лирического героя. Оно передается через описание состояния природы, но при этом сохраняется некоторая недосказанность.
Еще Дружинин определил талант Фета как “уменье ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия”. Я полностью согласен с этим мнением критика.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Тема любви в творчестве А. А. Фета