Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”


А. А. Ахматова начала писать свою поэму “Реквием” в 1935 году, когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Вскоре его освободили, но он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке.
Это были годы сталинских репрессий. Как и другие матери, жены, сестры, Ахматова много часов стояла в молчаливой очереди, что вела к петербургской тюрьме “Кресты”.
Самое главное, что ко всему этому она “была готова”, готова не только пережить, но и описать. У Ахматовой в раннем стихотворении “Бесшумно ходила по дому…” есть строки:
“Скажи, ты простить не можешь?”
И я сказала: “Могу”.
Последние слова написанного в 1957 году текста к поэме (“Вместо предисловия”) – прямая цитата из этого стихотворения. Когда одна из женщин, стоявших рядом с А. Ахматовой в очереди, едва слышно спросила: “А это вы можете описать?” Она ответила: “Могу”. Постепенно рождались стихи о страшном времени, которое пережито было вместе со всем народом. Они-то и составили поэму “Реквием”, ставшую данью скорбной памяти о загубленных в годы сталинского произвола людях.
Только в 1940 году Ахматова завершила свое произведение, опубликовано же оно было в 1987 году, много лет спустя после смерит автора.
В 1961 году, уже после завершения поэмы, к ней был написан эпиграф. Это сжатые, строгие четыре строки, поразительные

по своей суровости:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Слова “чуждый” и “мой народ” повторяются для того, чтобы усилить противопоставление. Для поэта важно было подчеркнуть, что трагедия пережита общенародная.
В “Посвящении”, написанном в марте 1940 года, Ахматова вспоминает о своих “невольных подругах” “двух… осатанелых лет”:
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круче?
Им я шлю прощальный мой привет.
Говорится здесь и о том, что страдание общее объединило людей. Все происходило так, как будто бы это была религиозная служба:
По столице одичалой шли,
Там встречались мертвых бездыханней,
А надежда все пьет вдали.
Все люди одинаково и одновременно совершали свои действия и противостояли тому, что случилось. Только служба Божья посвящена не Богу, а объединенному в страдании народу.
Во “Вступлении” Ахматова пишет:
И когда, обезумев от муки,
Шли осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки…
При этом на всех людей смотрели одни звезды с пустых небес, “звезды смерти”.
Размер первой главки, датированный 1935 годом, сходен с размером “Вступления”, потому что на фоне того, что “шли… осужденных полки”, происходит описанное во фрагменте:
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла…
Используется здесь “точная и контрастная разом” рифма, помогающая представить тему единства всех женщин, всех страдающих матерей, от Богоматери, “стрелецких женок”, жен декабристов до “царскосельских веселых грешниц”. Ощущая собственное горе и испытывая тяжесть страдания других людей, поэт все же смотрит на происходящее со стороны. Вторая глава переносит на Дон:
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом…
Ахматова глядит, будто с неба, для того и нужен месяц “в шапке набекрень”. Она не хочет просто пожаловаться небу, Богу, может быть. О себе и о своем горе Мать говорит на пределе страдания, как-то отстраненно и спокойно, в третьем лице:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Появляется тема Времени, которое не просто в скорби замирает, а корчится, мучается. Оно то укрупняется, то уменьшается и облегчается (“Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой” и “Легкие летят недели. Что случилось, не пойму”).
Пространство тоже сдвинулось и перевернулось, в нем “ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград”. Что же остается делать человеку там, где все перевернулось? Наверное, доказать, что такое случалось много раз, чтобы каждая женщина могла сказать: “Я была готова”. Общее прошлое сближает всех живущих и страдающих. Разные времена смотрят друг на друга глазами переживающих беду женщин. В четвертой части поэмы, например, “царскосельская веселая грешница” глядит в глаза той, “трехсотой с передачею”. Человек время ощущает в себе, стараясь преодолеть этот разлом, когда “сердце пополам”, а две половины – это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни.
Будто по кругам ада проходит человек, встречая на пути женские фигуры:
Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять…
Потом поэт переносится в настоящее, к тюремным очередям.
Тут возникает тема “памятника себе”:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество…
Это памятник как воплощение памяти о народном горе:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь…
Главное же, что никакими словами не передать того, что происходит с матерью, у которой мучат сына:
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел…
Поэт же оглядывается назад и застывает памятником, как жена Лота застыла смоляным столбом. Это памятник тем, кто остался жить и оплакивать близких.
“Реквием” – произведение о гибели людей, страны, основ бытия. Самое частое слово в поэме – “смерть”. Она всегда близко, но никогда не совершается. Человек живет и понимает, что надо жить дальше, жить и помнить


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”