Тема поэта и общества в произведениях «Смерть поэта» и «Поэт»

Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности («Смерть поэта», Как часто пестрою толпою окружен»).
Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света — опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в «Думе» («Печально я гляжу на наше поколенье»), где все общепринятые ценности поэт признает ложными. Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это — любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность («Парус»), желание активно бороться за нее («Я жить хочу! хочу печали». 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в «стране рабов, стране господ» — второй важнейший лермонтовский мотив («Утес», «На севере диком»). Герой обречен быть вечным странником («Нет, я не Байрон», «Кинжал», «Листок»), изгнанником («Тучи»), узником («Желание» — 1832, «Узник», «Соседка»). Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир.
Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость («Пророк»). Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта рас — крывают строки из «Думы»:
— И царствует в груди какой-то холод тайный,
— Когда огонь кипит в крови»,
Жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. «Холод тайный» приводит героя к пессимизму и опустошенности:
— И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
— Такая пустая и глупая шутка»;
— И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
— Глядя насмешливо назад»
«Огонь в крови» заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее — третий и тоже характернейший лермонтовский мотив. Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом («Ангел», «Ветка Палестины»), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души («На севере диком», «Утес», «В полдневный жар в долине Дагестана»). Однако он не верит в дружбу («…друзей клевета ядовитая…»), что же касается любви —
— Любить… но кого же? на время — не стоит труда,
— А вечно любить невозможно».
Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от «Брожу ли я вдоль улиц шумных» к «Вновь я посетил»), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре «Выхожу я один на дорогу». Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. «Бородино» — очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении «Валерик» («Я к вам пишу случайно»).
Народ помогает герою обрести родину. Родина — одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии «Погасло дневное светило», чувство родины заменяет радость изгнанника («Желание», «Зачем я не птица, не ворон степной», «Спеша на север издалека»). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения. Итоги исканий героя находим в стихотворениях «Бородино» и «Родина», в них родина — это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.
Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова — одно из конкретных проявлений активности личности вообще.
Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка…» Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова.
И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике.
Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: …Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта» и «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и др. Так стихотворение «Смерть поэта» стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» стали причиной смерти поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа презирает его.
Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
— Проснешься ль ты опять,
— Осмеянный пророк,
— Иль никогда на голос мщенья
— Из золотых ножон не вырвешь
— Свой клинок,
— Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Тема поэта и общества в произведениях «Смерть поэта» и «Поэт»


Тема поэта и общества в произведениях «Смерть поэта» и «Поэт»