Тема поэта и поэзии в мировоззрении Пушкина

Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано
Важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр
Русской поэзии – оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру
Относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: “Кавказский
Пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”. Завершает цикл
“южных” поэм поэма “Цыганы”, написанная в Михайловском и явно порывающая с
Романтизмом. В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность

литературы, за
Освобождение от правил, стеснявших ее развитие, стремление к раскрытию
Внутреннего мира героя, его человеческой индивидуальности, отстаивание прав
Личности, обращение к истокам народного творчества. Такой романтизм был
Формой борьбы за правдивое изображение жизни. Вот почему в романтических
Произведениях Пушкина отчетливо ощущаются тенденции реалистические,
Выражающие стремление постигнуть закономерности действительности. Эти черты
Резко выделяют своеобразие пушкинского романтизма. Романтический период в
Пушкинском творчестве – это переходный этап к реализму.
Реалистические
Тенденции в пушкинском романтизме обусловили и своеобразие задач, которые
Поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы.
Их основная тема – “противуречия страстей”, неудовлетворенность героев
Действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего
Того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия,
Способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного,
Отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии, – таков основной идейный
Пафос поэм. Сюжеты “южных” поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в
Основе каждого из них лежит реальный факт.
В поэме “Кавказский пленник” (1820-1821) Пушкин хотел воспроизвести
Некоторые типические черты современного героя. “…Я в нем хотел изобразить
Равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души,
Которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века”, – писал Пушкин
В. П. Горчакову.
Герой “Кавказского пленника”, “отступник света, друг природы”, типичен.
Но его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной
Социальной группы. Пушкин оттенял в Пленнике “увядшее сердце”, “души
Печальный хлад”, безучастность “к мечтам о мире”, разочарованность. Жизни
Светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, в
Прославлении которой пафос поэмы:
Свобода! он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и
Неразделенная любовь, и пламенная жажда свободы. Герой “Кавказского
Пленника” – человек из высшего света в плену у черкесов – друг природы,
Сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – свобода и
Независимость. Но душа его опустошена, и он “вянет” от “злой отравы”
Страстей, “истребивших” его чувства. Он
…бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
В явном контрасте с душевной вялостью Пленника рисуется волевая сила
Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее самоотверженная, жертвенная
Любовь пробуждает “окаменевшего” героя к новой жизни:
К Черкешенке простер он руки,
Воскресшим сердцем к ней летел,
И долгий поцелуй разлуки
Союз любви запечатлел.
Но после объяснения с Пленником трепетное чувство Черкешенки
Превращается в опустошительную романтическую страсть, которая точно
Поменяла местами героя и героиню. Он “летит” к ней “воскресшим сердцем”, а
Она остается холодной и разочарованной. Именно это и становится причиной ее
Гибели. Освободив из неволи Пленника, она уже не может возвратиться в
Родной аул. В прощальном монологе она говорит:
…Нет, русский, нет!
Она исчезла, жизни сладость;
Я знала все, я знала радость,
И все прошло, пропал и след.
В поэме “Кавказский пленник” проявляются эпические, объективно –
Повествовательные и реалистические картины кавказской природы и черкесских
Нравов.
Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин
Не стал его подражателем. Его “южные” поэмы отличаются от восточных поэм
Байрона единством любовной и социальной проблематики при главенстве
Социальных мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и
Нравов в свойственных им “местных красках”; противопоставлением
Человеческого мира миру демоническому, загадочному. Переживания героев,
Патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их
Жизненных обстоятельств. В. Г. Белинский сказал о Пушкине: “Он заботился не
О том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть
Верным той действительности… которая просилась под его перо”.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Тема поэта и поэзии в мировоззрении Пушкина