Тема войны в творчестве Д. Андреева

Мистериальные связи открывались Д. Андрееву и в событиях Второй мировой войны. Видение уицраора описывается в поэме 1943 – 1953 гг. “Ленинградский апокалипсис” (6-я глава книги). Мистериально-апокалиптический лик войны показан в стихотворениях 5-й главы “Из маленькой комнаты”: “Враг за врагом…” (1937), “Вижу, как строится. Слышу, как рушится…” (1937), “Наитье зоркое привыкло…” (1950), “Размах” (1950), “Шквал” (1942-1952), “Беженцы” (1942-1952), “Баллада (Эвакуация вождя из Мавзолея в 1941 году)” (1942- 1952), “Не блещут кремлевские звезды…” (1941) и др.
Антитезой темным откровениям истории становятся главы, посвященные мистериальному облику природы и Небесному Призванию России. Глава “Миры просветления” целиком посвящена ведению иных миров. Отсюда названия стихотворений, соответствующие названиям этих миров – “Шаданакар”, “Ирольн”, Даймоны”, “Олирна”, “Файр”, “Готимна” и др. В стихотворении 1956 г. “Не ради звонкой красоты…”, входящем в 17-ю, предпоследнюю главу “Сквозь природу”, Д. Андреев объясняет появление этих названий непосредственным мистическим знанием: “Нет, я из книг их не беру. | Они подсказаны перу Златыми снами. | Они – оттуда, где звенят | Миры других координат, | Соседних с нами”.
Образ Соборной Души России раскрывается в поэме “Навна” (1955),

посвященной А. А. Андреевой. Так же как и в мистериальной лирике А. Блока, Душа нации выявляется у Д. Андреева как конкретная живая Личность. Ее сакральная судьба определяет метаисторическое призвание России.
Стихи Д. Андреева, обращенные к сакральной Женственности, – высочайший образец русской мистериальной поэзии. Молитвенное вдохновение и музыкальная гармония этих произведений выдают реальность пережитого откровения:
– О, Ты не потребуешь коленопреклонения,
– К сонному наклонишься сквозь дрожь
o
+
#

o Ресниц
– Радужно-светящаяся
o
+
# миром откровения,
– Райским колыханием ветвей
o
+
#
– и птиц.
– Сердце мое вызволишь из немощи и горя,
– В сумрачных чистилищах возьмешь
o
+
#

o со дна, –
– Нежная, как девочка,
o
+
# лучистая, как зори,
– Взором необъемлемая,
o
+
# как страна.
Согласно откровению поэта, Душа России, плененная уицраором, будет освобождена соборным подвигом сил Синклита. Единение духа-народоводителя и Соборной Души явит новую духовную Личность, с именем которой связана центральная мифологема поэта – Роза Мира – образ и символ Всемирного Братства людей, грядущего метаисторического Будущего. В заключительном стихотворении цикла “Сказания о Яросвете” мифологическое откровение раскрывается как пророчество:
– И если я твержу о дивном браке
– Пресветлой Навны с Яросветом – жди,
– Чтоб дух созрел – прочесть в условном знаке
– Блистанье дней, встающих впереди.
От брака Яросвета и Навны родится новый трансмиф. В его центре – Звента-Свентана, дочь духа-народоводителя и Соборной Души России. Ее явление определит апокалиптическое Преображение мира. Образ Жены, облаченной в Солнце в Апокалипсисе Иоанна (Откр. 12, 1), в 10-й главе книги “Голубая свеча” (1950 – 1955), связан с мистериальной судьбой России.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Тема войны в творчестве Д. Андреева