Трагическая сторона конфликта Катерины с “темным царством”

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи – конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подав­ляющим эту личность. Этот конфликт – главный конфликт середины девятнадцатого века – отразился в драме в виде столкновения Катерины с “темным – царством”. Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н. А. Доб­ролюбов: “В… личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни”. Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все рус­ское общество, и Островский был первым из русских писа­телей, показавших всю трагичность этого столкновения.
Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева “темного царства” и их жертвы. К первой груп­пе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй – практичес­ки все остальные персонажи драмы.
Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высо­кого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что – то своего племянника Дикой и “пилит” своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена Жестоким нравам”, царящим в человеческом

обществе.
Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно по –
Хлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою без – наказанность в мире “темного царства” и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом – “самодур”. Но гораздо страшнее Ди. кого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова – Ка – баниха. Это тип домашнего тирана, она “как ржа железо” точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катери­ну. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в дра­ме те темные силы, которые подавляли личность, унижа­ли достоинство человека, превращали замужнюю женщи­ну в безответную, забитую домашнюю рабыню.
Жертвами “темного царства” являются Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Но разрушающее влияние этой мерт­вящей среды сказалось на них по-разному. Тихон нахо­дится в полном подчинении у своей маменьки; он не сме­ет возразить ей, не смеет заступиться за Катерину, хотя понимает, что мать относится к ней несправедливо. И лишь гибель Катерины породила на мгновение протест в его сердце, но это был “бунт на коленях”, а потом все пойдет по-старому. Борис, в отличие от Тихона, вырос в другой среде (в Москве); ему дико видеть местные обычаи и нравы. Он искренне полюбил Катерину; но он же ее и предал, отказавшись взять с собой в Сибирь. Его преда­тельство стало последним толчком, подтолкнувшим геро­иню к самоубийству.
Кудряш, как и Тихон, вырос в Ка­линове. Он давно понял, что в этом городе ценится толь­ко сила, и он умеет постоять за себя. Кудряш слывет в городе грубияном, и даже Дикой его побаивается. Кудряш сумел отстоять свою любовь – он бежит с Варварой. Вар­вара также смогла приспособиться к этой жизни. Она знает, что все в доме ее матери держится на лицемерии и обмане, и она научилась лгать. “Я тоже раньше не об­манщица была, да выучилась, когда надо стало”, – гово­рит она Катерине. Ее принцип – делай все, что хочешь, лишь бы все было “шито да крыто”. Но, когда обман рас­крывается, она вынуждена тайно бежать с Кудряшом ведь Кабаниха никогда не согласится выдать ее замуж за конторщика Кудряша. Поступок Варвары нельзя считать протестом против удушающих порядков “темного цар­ства”; это лишь способ сохранения своей минимальной свободы и своей личности.
“Темному царству” противостоит в драме Катерина. Хотя она происходит из той же купеческой среды и вос­питывалась в тех же условиях, что и Варвара с Тихоном, но сама атмосфера в семье Катерины была другой. Это была атмосфера любви, взаимопонимания, и поэтому, по­пав в дом Кабановой, в атмосферу страха и обмана, она чувствует себя как птица, попавшая в клетку. Образ птицы вообще не случайно связан с образом Катерины. Она го­ворит Варваре: “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы раз­бежалась, подняла руки и полетела”. Но Катерина не может вырваться из клетки кабановского дома. Катерина не принимает атмосферу лжи и обмана дома Кабановых, и поэтому героиня мучается из-за того, что вынуждена об­манывать мужа, любить тайно, скрывать свои чувства. Но Катерина наделена не только чувствительной душой, но и сильным, решительным характером. “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!” Героиня Островско­го сильно страдает из-за того, что ее лишили права лю­бить и быть любимой.
Тихон сам отталкивает от себя Ка­терину, и у нее, к сожалению, нет детей, ради которых она стерпела бы все. Поэтому Катерина так откликнулась на любовь Бориса, но эта любовь, кроме непродолжитель­ного счастья, принесла Катерине новые страдания. Ей не нужна “ворованная” любовь. Во время страшной грозы Катерина, боясь быть внезапно убитой и поэтому страшась предстать перед богом непричащенной, во всех своих гре­хах признается мужу, кается перед ним и перед людьми. Но после этого признания жизнь героини становится еще более невыносимой. Тихон простил ее, но никогда не про­стит ее Кабаниха за то, что Катерина призналась прилюд­но, “опозорила” семью. Для героини есть только один вы­ход – бежать с Борисом, но он малодушно предает ее, со­ветует ей “терпеть”. И тогда для Катерины остается только один путь – броситься в Волгу, потому что вернуться до­мой еще страшнее, страшнее смерти, это значит обречь себя на медленную, мучительную смерть.
Н. А. Добролюбов написал в статье “Луч света в тем­ном царстве”, что гибель Катерины – это “страшный вы­зов самодурной силе”. Критик видит в Катерине “протест против кабановских понятий о нравственности”. Героиня Пьесы Островского осмелилась бросить вызов всему “тем­ному царству”, и в столкновении с ним она погибает. В этом и заключается трагическая острота конфликта КаТеРины с “темным царством” в драме “Гроза”.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Трагическая сторона конфликта Катерины с “темным царством”