Трагизм образа Базарова

Роман И. С. Тургенева отцы и дети был написан в 1862 г. Это было время, когда обнаружился кризис крепостнической системы, в эти годы обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. В своем романе Тургенев придал широкое гуманистическое освещение этой политической борьбе. Речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим. Тургенев увидел опасность в разрыве связи времен. Ведь возникший раскол коснулся не только политических, социальных, но и непреходящих, вечных культурных ценностей. Евгений Базаров, главный герой романа, — типичный демократ-разночинец 60-х годов. Тургенева привлекает в своем герое отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения барчуков перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к барчукам проклятым заходит слишком далеко. Отрицание вашего искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание вашей любви в утверждение, что любовь чувство напускное: все в ней легко объясняется физиологическим влечением. Отрицание ваших сословных принципов переходит в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с барчуками, Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Но очень не прост с виду самоуверенный и резкий тургеневский разночинец. Тревожное и уязвимое сердце бьется в его груди. Крайняя резкость его нападок на поэзию, на любовь, на философию заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв к финалу романа. В тургеневском нигилисте скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию. Базаров держит в своих руках богатырскую палицу — естественнонаучные знания, которые он боготворит и считает надежным оружием в борьбе с идеализмом отцов, здоровым противоядием барской мечтательности и крестьянскому суеверию. Ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все загадки, все тайны бытия. Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания, сводит сущность сложных духовных и психических явлений к элементарным, физиологическим. Кирсановых он презирает не только за то, что они барчуки, но и за то, что они старички, люди отставные, их песенка спета. Он и к своим родителям подходит к той же меркой. Все это результат узкобиологического взгляда на природу человека. Для Базарова не существует качественных различий между физиологической и социальной психологией. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой начало трагического возмездия заносчивому Базарову. Дорогие его уму естественнонаучные убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всяких принципов, теперь служит. И служба эта слепа жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней физиологи. Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, но и потому, что этот нигилист, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Она не знает, где та грань, которая отделяет базаровскую любовь от ненависти. Уроки любви повели за собой тяжелые последствия в душе Базарова. Они привели к трагическому кризису его односторонние, материалистические взгляды на жизнь. Смятенный Базаров пробивается к глубоким вопросам о смысле жизни, о таинстве смерти, о драматизме любви. И в то же время он стремится уйти от них, презрительно оценивает их как чепуху и гниль, пытается втиснуть себя и окружающее в узкие рамки научных закономерностей. Базаров упрекает себя в отсутствии равнодушия к презренным аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге. Но в этих упреках скрывается другое: и любовь, и поэзия, и сердечное воображение, которые прочно живут в его душе. В этой противоречивости, двойственности и заключается трагизм героя.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Трагизм образа Базарова


Трагизм образа Базарова