Творчество И. С. Тургенева


Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: “Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово”. Да это и понятно! Просто невозможно проанализировать творчество Тургенева полностью, даже если посвятить этому всю жизнь. Поэтому и я не буду рассматривать все творчество в целом, а исследую только часть его – “Стихотворения в прозе”…
В последние годы жизни И. С. Тургенев создает цикл “Стихотворений в прозе”, который он пишет с 1877 года. В печати стихотворения появляются в 1882 году в двенадцатом номере ” Вестника Европы “. Вообще эти произведения для печати не предназначались, слишком уж интимны были переживания в некоторых из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала, во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем удалось уговорить последнего напечатать часть “Старческих раздумий” (так их называл сначала сам Тургенев) …
Многие пишут, что тургеневские “Стихотворения…” – это новый жанр не только для всей русской литературы, но и мировой. Это неверно. Можно провести параллель между “Стихотворениями…” Тургенева и некоторыми произведениями европейской литературы XIX века.

Например, А. Е. Грузинский говорил, что между известным стихотворением Тургенева “Природа” и некоторыми произведениями Джакомо Леопарди, а в частности, с “Диалогом природы с исландцем”, есть сходство… А довольно известные во времена И. С. Тургенева “Les petites poemes en prose?” Несомненно, писатель хорошо знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том, кто же основоположник этого жанра. Одни говорили, что он зародился на Западе (Л. В. Пумпянский), другие утверждали, что истоки его вообще надо искать в античности и библейских преданиях… Но наиболее справедливым мне кажется вывод Н. И. Балашова: “Ало-зизиус Бертран ввел, можно решиться сказать, в литературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр”. Со своей же стороны хочу добавить то, что тургеневские стихотворения, несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской, восточной поэзией. “Стихотворения в прозе” – это те же японские стихотворения, написанные в форме хокку и танка… Их объединяет лаконичность, иносказательность, а главное… “бездна мысли”. Каждое слово, каждый звук имеют свой смысл… свое назначение.
Но все-таки… почему же именно стихотворения в прозе? А не просто – философские рассказы? Наверное потому, что слишком уж гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы… “это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченный печатью необыкновенного стилистического изящества”.
“Стихотворения в прозе” – это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений… в конце своей жизни. Здесь отразилось все то, что было “разлито” по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, сливаются в один общий мотив. Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как “Старуха”, “Старик”, “Собака”, “Сон” и т. д., – а связаны единым мотивом: размышления о неотвратимости смерти.
Таким образом, не буду сейчас перечислять все темы по отдельности, а назову главные и преобладающие: воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы.
Возможно, здесь может показаться, что все “Стихотворения… “проникнуты пессимистическими настроени-ями, но это не так. Своим мрачным, темным, “пасмурным” стихотворениям (“Старик”) Тургенев противопоставляет светлые, радужные, проникнутые оптимистическими настроениями (“Лазурное царство”). Обычно они все о той же любви, красоте, ее силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор все же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению, не было (“Воробей”).
Этот цикл – противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, все противоречивое, в конце концов, автор стремится слить воедино (“Двойник”)…
Все произведения Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые в принципе волнуют общество и в данное время. Рассмотрим некоторые темы и стихотворения, например тему “Человек и природа”.
И. С. Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией” природы. Он был убежден, что человек только тогда силен, когда “опирается” на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть ее, необходимость подчиняться ее жестоким законам, перед которыми все одинаково равны. Его ужасал “закон”, по которому, рождаясь, человек был уже приговорен к смерти. Мысль о том, что “природа, материя остается, индивидуумы исчезают”, мучила Тургенева. Его возмущало то, что природа “не ведает ни добра, ни зла”. В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: “Разум мне не закон – что такое справедливость? Я тебе дала жизнь – я ее и отниму и дам другим, червям и людям… мне все равно. А ты пока защищайся – и не мешай мне!” Ей все равно, что человек, что червь, все они твари. У всех жизнь одна, и она – величайшая ценность. А главное, что есть в ней, что надо беречь, поймать и не отпускать, – молодость и любовь. Не зря преобладающим мотивом является тоска героя о прошлом, скорбь из-за того, что все подходит к концу, а так мало сделано… Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновения в сравнении с жизнью природы…
Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остается для Тургенева неразрешимым. “Не дайте проскользнуть жизни между пальцев” – вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих “Стихотворениях…”. Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: “О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?” Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, ее надо прожить так, чтобы в конце не оглядываться с ужасом, не выводить: “Догорай, бесполезная жизнь…”
Нередко, для того чтобы показать всю мимолетность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая свое прошлое, человек начинает ценить жизнь (“Двойник”).


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Творчество И. С. Тургенева