Творчество Владимира Высоцкого

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 — в радиоспектаклях. Так кто же он актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: «Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, — может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет. » Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать.
Свой жанр на эстраде он чаще всего называл — авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские.
Позднее он стал писать о войне и о более философских темах.
В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать — это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером…
Мы дети военных лет — для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача — писать о людях, которые воевали.
— Я этот небесный квадрат не покину.
— Мне цифры сейчас не важны,
— Сегодня мой друг защищает мне спину,
— А значит и шансы равны.
(«Песня летчика») Это не песни ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях.
— Война ж совсем не фейерверк,
— А просто трудная работа,
— Когда черна от пота, вверх
— Скользит по пахоте пехота.
Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… » Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей — эпизодические.
В фильме «Служили два товарища» роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них.
По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда — и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
На концертах он часто пел песни о спорте.
Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, занимался просто так, — боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.
Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т. к. только в «Спортлото» их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел) » или тоже шуточная песня-продолжение «Песня о сентиментальном боксере». Есть песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.
— … Профессионалам, отчаянным малым,
— Игра-лотерея, кому повезет.
— Играют с партнером как бык с матадором,
— Хоть, кажется, принято наоборот.
Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней — для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая «Утренняя гимнастика», такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.
— » Вдох глубокий, руки шире,
— Не спешите — три, четыре!
— Бодрость духа, грация и пластика!
— Общеукрепляющая,
— Утром отрезвляющая,
— Если жив пока еще, — гимнастика!
— Если вы уже устали
— Сели-встали, сели-встали,
— Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
— Главный академик Иоффе
— Доказал: коньяк и кофе
— Вам заменит спорта профилактика.
«Песенка про прыгуна в длину» посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются, — и у него рекорды не засчитываются.
— » Что случилось, почему кричат?
— Почему мой тренер завопил?
— Просто-восемь сорок результат,
— Правда, за черту переступил.
— Ой, приходится до дна ее испить.
— Чашу с ядом вместо кубка я беру.
— Стоит только за черту переступить
— Превращаюсь в человека-кенгуру.
«Песня о штангисте»-это не шуточная песня — она «лирикокомедийная». Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:
— Пытаются противники
— Рекорды повторить,
— Но я такой спортивненький,
— Что страшно говорить.
— Но затем передумал и песня получилась более серьезной:
— … Не отмечен грацией мустанга,
— Скован я, в движениях не скор.
— Штанга, перегруженная штанга
— Вечный мой соперник и партнер.
— Такую неподъемную громаду
— Врагу не пожелаю своему
— Я подхожу к тяжелому снаряду
— С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
— Мы оба с ним как будто из металла,
— Но только он — действительно, металл.
А я так долго шел до пьедестала, Что вмятины в помосте протоптал. » В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню «Честь шахматной короны» в две серии: первая-«Подготовка», а вторая-«Игра». Песня получилась полуфантастическая и шуточная.
— … И в буфете, для других закрытом,
— Повар успокоил: «Не робей!
— Ты с таким прекрасным аппетитом
— Враз проглотишь всех его коней!
— Ход за мной — что делать?!
— Надо, Сева,
— Наугад, как ночью по тайге…
— Помню-всех главнее королева:
— Ходит взад-вперед и вправо-влево,
— Ну а кони вроде буквой «Г».
Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма «Вертикаль». Они довольно-таки серьезны. «Альпинизм — это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, — они ни к чему хорошему не приведут. «- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью.
Все знают, что Высоцкий писал песни как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма «Вертикаль». Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.
— … Лучше гор могут быть только горы,
— На которых еще не бывал.
Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.
— Здесь вам не равнина, здесь климат иной
— Идут лавины одна за одной,
В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: «Меня пригасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет «скорой помощи», которые могли бы тебя спасти или выручить. »
— В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,
— Надеемся только на крепость рук,
— На руки друга и вбитый крюк
— И молимся, чтобы страховка не подвела.
Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях «Человек за бортом» и «Спасите наши души» он это отразил.
— Был шторм-канаты рвали кожу с рук,
— И якорная цепь визжала чертом,
— Пел песню ветер грубую-и вдруг
— Раздался голос: «Человек за бортом!
— И сразу-«Полный назад! Стоп машина!
— На воду шлюпки, помочь
— Вытащить сукина сына
— Или, там, сукину дочь!
— Я пожалел, что обречен шагать
— По суше, — значит, мне не ждать подмоги
— Никто меня не бросится спасать,
— И не объявят шлюпочной тревоги.
— А скажут: «Полный вперед! Ветер в спину!
— Будем в порту по часам.
— Так ему, сукину сыну,
— Пусть выбирается сам!
— (1969г.)
Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого-это особая категория душевных песен.
— Только снова назад обращаются взоры
— Цепко держит земля, все и так и не так.
— Почему слишком долго не сходятся створы,
— Почему слишком часто моргает маяк?!
Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить «Балладу о покинутом корабле», «Упрямо стремлюсь я ко дну… » и «Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты… «, посвященную экипажу теплохода «Шота Руставели», на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Творчество Владимира Высоцкого


Творчество Владимира Высоцкого