“Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования”

Сегодня остро стоит вопрос о нравственном совершенствовании человека. Это проблема, мне кажется, назрела уже давно. Но как ее решить? Я думаю, что помочь в этом способна именно литература. Именно наша классика. Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой – это лишь немногие из тех, кто на страницах своих произведений затрагивает вечные темы: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть; размышляет о нравственном совершенствовании. Их герои мучительно пытаются понять, в чем смысл человеческой жизни. И, преодолевая тяжелые испытания, приходят

каждый к своему пониманию. Но конечная их цель – это идеал, и путь к нему лежит через нравственное самосовершенствование.
Одним из таких персонажей является Пьер Безухов, герой романа эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”. Когда мы впервые видим его в салоне Анны Павловны Шерер, то понимаем, что перед нами совершенно безвольный человек, в жизни которого нет цели. Далее мы наблюдаем, как он идет к “полному внутреннему опустошению”; “в московских гостиных он приходит к ощущению своего
одиночества”. Он пытается спастись от жизни вином, развлечениями, женщинами, но безуспешно. Безухов, богатый наследник, горько оплакивает “себя и свои надежды на разумную и полезную деятельность”. Он страдает, ищет новую дорогу в жизни, верит в торжество высшей правды на земле, но все темно и непонятно.
В тяжелом нравственно-психологическом состоянии застаем мы Пьера после дуэли с Долоховым на станции в Торжке. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить? Что такое жизнь, что смерть?” – эти вопросы задает себе герой, но ответы на них он найдет позже. На протяжении романа мы видим, как изменяется Пьер: постепенно им овладевают мысли о сущности человеческой жизни. Но всякий раз им движет усилие к постижению этого смысла. Нелегок путь нравственного самосовершенствования! Пьер неоднократно переживает духовный кризис, и всякий раз благодаря усилиям воли он выходит из него. Например, помогает Безухову Баздеев, ставя перед ним нелегкую задачу “приобщения к высшей мудрости и истине”. И молодой человек понимает, что в душе каждого “вложен свет божий, называемый совестью”.Пьер изменяется внутренне. Он оказывается среди членов массонского ордена, но понимает, что не может ограничиться только задачами “погружения в себя”. Его цель – ” противодействовать злу, царствующему в мире.
Следующая ступенька в нравственном росте Безухова – война 1812 года. В оставленной Москве Пьер радуется тому, что рушится “привычный и благополучный, позорный и бессмысленный строй барской жизни”. Приближающаяся катастрофа волнует героя: она должна вывести его из “заколдованного, ничтожного мира”, обратить к “великому подвигу и великому счастью”. Оказавшись среди солдат, переживая вместе с ними страх смерти, боль поражения и радость победы, Пьер приходит к совершенно новому пониманию жизни: “высшее удовольствие безраздельно слиться с миллионами капель людского крестьянского моря. Безухов приходит “к согласию с собой”. Хотя впереди у него еще длинный путь…Встреча с Платоном Каратаевым спасает Пьера от мрачного отчаяния. Платон “оживил” молодого человека, вернул ему веру в то, что сущностью настоящей жизни является любовь.
Пройдя через многие перипетии, Пьер понимает, что человек “сотворен для счастья”, а “счастье в нем самом”. Но чтобы прийти к пониманию этого, обрести счастье в семейной жизни с Наташей и постичь смысл человеческого существования, герой совершает постоянные усилия над собой, и только это помогает ему двигаться дальше.
Жизнь – это постоянное усилие, готовность к преодолению трудностей, стремление к тому идеалу, который показывают нам в своих произведениях великие классики нашей родной литературы.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...

“Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования”