Вальтер Скотт о писателе


Вальтер Скотт (1771 – 1832) вошел в историю литературы как создатель жанра исторического романа. Произведения на исторические темы писались, конечно, и раньше, но историю понимали крайне упрощенно: одна эпоха отличалась от другой лишь сменой королей и династий, а творцами истории выступали сильные личности, находящиеся у власти. Вальтер Скотт увидел и показал борьбу общественных сил, воздействие народных масс на ход исторических событий. Этот писатель оказал заметное влияние не только на развитие исторического жанра в европейской литературе, но и на развитие самой исторической науки.
Вальтер Скотт родился в Эдинбурге и провел всю жизнь в Шотландии, где еще существовали пережитки родового кланового строя. Воспитанный в духе уважения к национальным традициям, он рано почувствовал интерес к старине и народному творчеству. Юрист по образованию, В. Скотт сочетал службу в Эдинбургском суде с изучением исторического прошлого своего народа. Коллекционируя старинные рукописи и собирая шотландский фольклор, он не ограничился в своих книгах воссозданием подробностей жизни и быта минувших эпох. В его романах изображены во взаимодействии все социальные группы населения – землепашцы и пастухи наряду с феодалами и королями. Действие романов В. Скотта развертывается в кризисные эпохи – революций, гражданских войн, завоеваний, крестовых походов.

“В его романах,- писал Белинский,- толпятся люди, волнуются страсти, кипят интересы великие и малые, высокие и низкие, и во всем этом проявляется пафос эпохи, с удивительным искусством схваченный. Прочитать его роман – значит прожить описанную им эпоху, сделаться на время современником изображаемых им лиц., мыслить на время их мыслью, чувствовать их чувством…”
Глубокое знание мельчайших исторических фактов, изумлявшее профессиональных историков, сочеталось в творчестве В. Скотта с богатой художественной фантазией и умением оживлять сухие документальные источники. Каждая его книга отличается тщательно продуманной архитектоникой, где любой эпизод входит органически в сложную композицию и даже второстепенные действующие лица необходимы для развития сюжета. Можно сказать, что шотландский романист впервые внес в литературу поэзию истории, подобно тому как Жюль Верн несколько десятилетий спустя – поэзию науки.
В. Скотт был свидетелем больших исторических перемен, вызванных к жизни такими великими событиями, как промышленный переворот в Англии, французская революция и наполеоновские войны. На его глазах рушились старые общественные отношения и уходили в прошлое милые его сердцу патриархальные клановые устои. Несмотря на свой шотландский патриотизм, он сознавал необходимость объединения страны: на определенном этапе истории королевская власть, подавившая феодалов, нужна была всей нации. Но буржуазная действительность внушала писателю отвращение, хотя он был достаточно проницателен, чтобы понять ее неизбежность и даже в какой-то мере принять ее. Все это прямо или косвенно отразилось в его творчестве. Первый роман “Уэверли” (1814), принесший писателю огромный успех, был выпущен анонимно, а все последующие романы подписывались прозрачным псевдонимом “автор Уэверли”. За семнадцать лет В. Скотт написал двадцать пять больших романов, посвященных временам рыцарства, эпохе абсолютизма и английской буржуазной революции. В романах “Уэверли”, “Пуритане” (1816), “Роб Рой” (1818), “Эдинбургская темница” (1818), “Ламмермурская невеста” (1819), “Пертская красавица” (1828) и других писатель рисует жизнь Шотландии XIV-XVIII веков. В цикле шотландских романов, по словам Энгельса, “перед нами, как живой, встает этот клан горной Шотландии”2. Народные движения в защиту национальной независимости, взаимоотношения Англии и Шотландии, восстания пуритан и якобитов, разрушение патриархально-клановых порядков и обычаев, противоречия между шотландскими горцами и населением нижней Шотландии, уже приспособившимся к новым веяниям,- таковы основные темы и события, положенные в основу шотландского цикла романов.
Колоритный образ Роб Роя, народного бунтаря, героя одноименного романа, стоит в одном ряду с образом Робин Гуда, выступающего вместе с “зеленым войском” – ватагой вольных крестьян – против чужеземцев – норманнов (“Айвенго”),
Роман “Айвенго” (1820) отличается глубоким проникновением в сложную историческую обстановку Англии XII века. Романы “Монастырь” (1820) и “Кенилворт” (1821) переносят читателей в годы царствования королевы Елизаветы (вторая половина XVI в.); в романе “Вудсток” (1826] обрисованы революционные события 1649 года. В некоторых романах действие развертывается за пределами Англии и Шотландии. “Талисман” (1825) и “Граф Роберт Парижский” (1832) воспроизводят события и обстановку крестовых походов X]-Х1Г веков; “Квентин Дорвард” (1823) переносит читателей во Францию времен Людовика XI (вторая половина XV в.).
В России романы В. Скотта получили широкую известность еще при жизни писателя. Ранние переводы, сделанные не с оригинала, а с французского языка, вызвали резкие критические замечания Белинского, называвшего В. Скотта поэтом “всех возрастов, от отрочества, едва начинающего пробуждаться для сознания, до глубокой старости”. Белинский, а вслед за ним и другие прогрессивные русские литераторы считали романы “автора Узверли” особенно полезными для юных читателей, ибо они “воспитывают историческое чувство, без которого изучение истории бесполезно”. Начиная с 40-х годов XIX века и до наших дней романы В. Скотта постоянно выпускаются для детей как в полном виде, так и с сокращениями. В последние годы чаще всего издаются такие ценные в познавательном отношении романы, как “Айвенго”, “Квентин Дорвард”, “Роб Рой”. В круг детского чтения следовало бы включить и некоторые другие, не менее значительные произведения писателя.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Вальтер Скотт о писателе