Вопрос о Тургеневе рисовальщике


Современники Тургенева неоднократно подчеркивали свойственные ему способности рисовальщика-карикатуриста. “Тургенев был великим мастером в таких беглых набросках. Им даже была придумана, благодаря этому его искусству, особая игра. Тургенев рисовал профиль, а участвующие в игре, каждый по очереди, должны были под профилями писать характеристику лица, им изображаемого. Рисунки представляют собой портреты действующих лиц трех рассказов, входящих в цикл “Записок охотника”: “Однодворец Овсяников”, “Касьян с Красивой Мечи” и “Гамлет Щигровского уезда”. Остановимся на первом из них. Большая, выполненная тушью фигура однодворца, занявшая все основное пространство листа, привлекает к себе внимание не только своей монументальностью, но и характеристикой, данной писателем графическими средствами. Овсяников изображен очень полным, в свободном длинном сюртуке, застегнутом на все пуговицы; Ярко вычищенные сапоги облекают полные ноги. Вся его фигура и непокрытая голова с седыми растрепанными волосами, действительно, несколько напоминают Крылова, но лицо имеет индивидуальные черты.
Легко убедиться в полном соответствии рисунка описанию облика Овсянишва, данному в тексте “Записок охотника”. В очерке “Мой сосед Радилов” читаем: “У этодъевда раздался стук беговых дрожек, и через несколько мгновений вошел в комнату

старик высокого росту, плеч питый и плотный, однодворец Овсяников… Но Овсяников такое замечательное и оригинальное лицо, что мы, с позволения читателя, поговорим о нем в другом отрывке”.
Дальше в очерке “Однодворец Овсяников” Тургенев пишет: “Представьте себе, любезные читатели, человека полного, высокого., лет семидесяти, с лицом, напоминающим несколько лицо Крылова, с умным взором под нависшей бровью, с важной осанкой, мерной речью, медлительной походкой: вот вам Овсяников. Носил он просторный синий сюртук с длинными рукавами, застегнутый доверху, шелковый лиловый платок на шее, ярко вычищенные сапоги с кистями, и вообще с виду походил на зажиточного купца. Руки у него были прекрасные, мягкие и белые: он часто с течение разговора брался на пуговицы своего сюртука. Овсяников своей важностью и неподвижностью, смышленостью и ленью, своим прямодушием и упорством напоминал мне русских бояр допетровских времен”.
Последний из интересующих нас рисунков, “Гамлет Щигровского уезда”, в отличие от двух первых, исполнен карандашом. “Гамлет” сидит на кровати, в ночном колпаке и рубахе. Брюзгливо перекосившееся лицо, жидкие усы и борода характеризуют слабовольного, иронизирующего над самим собою “пришибленного судьбою Василия Васильича”.
В связи с этим стоит обратить внимание на то, что мысль об иллюстрировании отдельных очерков “Записок икотника” возникала еще до того времени, как осуществлено было издание всей книги в целом, т. е. до 1852 года. Один из наиболее ранних проектов этого рода связан с деятельностью выдающегося русского художника и рисовальщика Павла Андреевича Федотова (1815-1852) – предшественника идейного реализма в русской живописи”. Некрасов в следующем, 1849 году все же выпустил свой альманах в другом виде и под другим заглавием, желая этим удовлетворить читателей “Современника”, ожидавших выхода в свет сборника и невольно обманутых редактором, хотя содержание его было значительно более бедным и тусклым, так как, по словам Л. Я. Головачевой-Панаевой, “цензура и слышать не хотела о чем-либо, напоминающем “Иллюстрированный альманах”.
Таким образом, если отпали все сомнения по поводу того, что автором рисунка “Два помещика” является П. А. Федотов, То не может быть никаких сомнений и в том, что этот рисунок является иллюстрацией к одноименному очерку Тургенева. Для этот достаточно сравнить этот (воспроизводимый и при данной статье) рисунок с гекстом данного очерка. Напомним портреты обоих помещиков, как их изобразил сам Тургенев в тексте “Записок охотника” (первоначально очерк назывался “Два соседа”): “Сперва опишу вам отставного генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынокого. Представьте себе человека высокого и когда-то стройного, теперь же несколько обрюзглого, но вовсе не дряхлого, даже не устарелого, человека в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре.
Словесный портрет с иллюстрацией Федотова, чтобы видеть, что художник воспользовался всеми мельчайшими подробностями текста и дал точнейшее живописное воспроизведение описанного писателем помещика. Не упущены такие детали, как слепка повислые щеки, военная выправка стана, манера обращаться с “дворянами небогатыми или нечиновными” (“Разговаривая с ними,- замечает Тургенев, – он обыкновенно глядит на них сбоку, сильно опираясь щекою в твердый и белый воротник…”). Не говорим уже о том, что художник воспользовался всеми без исключения указаниями текста относительно внешности и одежды Хвалынского, которые могли быть переданы в карандаше (“сюртук, застегнутый доверху”, “высокий галстух с накрахмаленными воротничками”, “панталоны серые с искрой, военного покроя”, “шляпу же надевает прямо на лоб, оставляя весь затылок наружи”… и т. д.).
Дальнейшие разыскания помогут установить, с какой целью Тургенев сделал свои иллюстрации: думал ли он о возможности иллюстрирования “Записок охотника”, хотел ли снабдить своими эскизами художника-профессионала для наиболее удачного воплощения своего литературного замысла графическими средствами? В настоящее время мы можем, однако, с уверенностью утверждать лишь то, что указанные рисунки не предшествовали литературному тексту очерков, но сопровождали их. Во всяком случае, вместе с рисунком П. А. Федотова они представляют собою, невидимому, самые ранние иллюстрации к “Запискам охотника” и имеют поэтому особую документальную цен ность. Они должны быть также учтены в той еще ненаписанной истории отражения “Записок охотника” в русском изобразительном искусстве, которая могла бы представить многосторонний интерес-и для истории русского реалистического искусства, и для дальнейшего изучения знаменитой книги Тургенева.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Вопрос о Тургеневе рисовальщике