Временная и пространственно смысловая структура романа «Мастер и Маргарита»

От Белой гвардии до Мастера и Маргариты Булгаков изображал свое время как время апока-липтичное, как время мировых катастроф. Говорят, что в такие времена молчат не только законы, но и музы. И время действительно пыталось скрыть от современников и свое беззаконие, и свой трагизм: на поверхности официально признанной поэзии гремели звучные стихи взвейтесь! да развейтесь, как говорит один булгаковский персонаж, тогда как нужны были совсем другие стихи, что-нибудь вроде: Буря мглою небо кроет, которые недаром лейтмотивом проходят через все творчество М. А. Булгакова от Дней Турбиных до Последних дней. Время пыталось скрыть Булгакова от читателей и зрителей. И только через полвека после смерти писателя его жизнь и творчество возникают перед нами без белых пятен и купюр, которыми долгие годы отличались публикации его произведений, как и работы, ему посвященные. И самым большим белым пятном оставалось долгое время последнее произведение Булгакова Мастер и Маргарита.
При первом знакомстве с Мастером и Маргаритой создается впечатление, что время действия основной, московской части романа нельзя определить точно. В сознании подавляющего большинства и читателей, и исследователей укрепилось мнение, что Булгаков приурочил события к некоторому неопределенному времени, сочетающему приметы жизни как 20-х, так и 30-х годов. Подобное мнение, как оказалось, довольно точно отражает авторский замысел на отдельных этапах работы над текстом. Так, в самом раннем варианте, редакции 1929 года, время действия московских сцен обозначено июнем 1934 года, позднее исправленным на июнь 1935 года. В той же редакции смерть поэта Житомирского датировалась 1933 годом. Но все события, происходившие в Москве, были приурочены к определенным дням июня. События, связанные с визитом Волан-да в Москву, происходят в одном и том же месяце июне, хотя год постоянно меняется и все далее отодвигается в будущее (в разных редакциях). Почему же писатель выбрал именно этот месяц? Возможно, один из мотивов здесь летняя жара. Вспомним, что необычайный зной предвестник появления нечистой силы. Так, почти мистические события повести Роковые яйца, связанные с открытием чудесных лучей, начинаются в жаркий июньский день 1928 года. Но данный мотив не единственный.
В редакции 1929 года действие ершалаимских сцен также разворачивается в июне. Между тем Булгакову, сыну профессора Киевской духовной академии, человеку, внимательно изучавшему Библию и библеистику, несомненно, было хорошо известно,
что месяц нисан древнееврейского календаря, на который, согласно свидетельствам Евангелий, приходятся события, связанные с арестом и казнью Иисуса Христа, соответствуют в разные годы разным весенним месяцам христианского (юлианского) календаря (старый стиль) марту или апрелю, но никогда не соответствуют июню. Точно также и время действия московских сцен, в которых легко прослеживается параллель Страстной неделе, в ранних редакциях сознательно отдалено хронологически от православной Страстной недели и Пасхи, которые в XX веке никак не могут приходиться на июньские дни. Приурочив действие и в Москве, и в Ершалаиме к июню, Булгаков подчеркивал таким образом несоответствие событий романа евангельской традиции. С другой стороны, факт, что московские и ершалаимские сцены происходили, как подчеркнуто Булгаковым, в одном и том же месяце, должен был обратить внимание читателя на их глубокую внутреннюю связь. Однако следует отметить, что уже в ранних редакциях писатель рассматривал возможность иной, более традиционной приуроченности событий своего романа.
Последний раз набросок хронологии событий романа Булгаков сделал в 1938 году. Здесь к маю приурочены и первая встреча Мастера с Маргаритой, и основные события московских сцен романа. К маю же с промежутком в год отнесены первая встреча Мастера и Маргариты и их последняя встреча в земной жизни перед переходом в надмир-ность и в окончательном тексте произведения. Здесь мы уже не найдем прямого обозначения времени действия московских сцен. Единственное указание замечание о странности этого страшного майского вечера, когда Бездомный и Берлиоз встретились на Патриарших с Воландом. Эта встреча происходит в среду, а последний полет Мастера и Маргариты заканчивается в ночь с субботы на воскресенье. Таким образом, все события московских сцен укладываются в четыре дня недели, причем в те же дни происходили события в древнем Ершалаиме, отдаленном от Москвы в пространстве и времени. Происходящее в Москве датируется по григорианскому календарю (новому стилю), принятому в СССР с 1918 года.
Поскольку среда Страстной недели в романе это уже майский день, православная Пасха в тот год должна была приходиться не ранее чем на 5 мая. Такому условию в XX веке отвечает только один год 1929, когда Пасха была как раз 5 мая по новому стилю (или 22 апреля по старому). Но в роман введены и черты нового времени, причем с некоторым, сознательным или бессознательным, опережением. Дядя Берлиоза едет на вокзал на троллейбусе, а этот вид транспорта появился в Москве только в 1934 году.
Промежуток времени, разделяющий московские и ершалаимские сцены, был назван точно (в ранней редакции): 1900 лет. Но, главное, это день воскресения Христа, праздник православной христианской Пасхи, это одновременно воскресение Иешуа и воскресение Мастера, и в момент, когда герои московских сцен встречаются с героями библейской легенды, древний ершалаимский мир в романе сливается с современным московским. И это соединение происходит в вечном потустороннем мире благодаря усилиям его господина князя тьмы Воланда. Именно здесь и Иешуа, и Пилат, и Мастер, и Маргарита обретают временное и внепро-странственное качество вечности. Их судьбы становятся абсолютным примером и абсолютной ценностью для всех веков и народов. В этой последней сцене не только сливаются воедино древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский пространственные пласты романа, но и время библейское, формируя один поток с тем временем, когда началась работа над Мастером и Маргаритой. Действие созданного Мастером романа о Понтии Пилате соединяется с ходом современной жизни, где затравленный Мастер кончает свою земную жизнь, чтобы в потустороннем мире, в вечности обрести бессмертие.
Каждому из трех основных пространственных миров булгаковского романа соответствует и своя шкала времени. В ершалаимском мире основное действие разворачивается, как и предписано классическим каноном, в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавших событиях и с предсказанием будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительной главе романа. Еще более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактически остановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночь на балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня, время более размыто и течет сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика.
Три мира имеют и три ряда персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразные триады, объединенные функциональным подобием исходными взаимодействиями с персонажами своего ряда. Также триаду формируют в романе те, кто выступают в качестве учеников Иешуа и Мастера, и одновременно, Каифы и Берлиоза. Это Левий Матвей, бывший сборщик податей и единственный последователь Га-Ноцри, и поэт Иван Бездомный единственный ученик Мастера. Есть и другие любопытные триады героев в романе. Иешуа Га-Ноцри и безымянный мастер тоже образуют связку между собой, только в виде диады, а не триады. Мастер действует как в современном, так и в потустороннем мире, в потустороннем же мире происходит встреча Мастера, Пилата и Иешуа. Этим частично и объясняется отсутствие третьего персонажа, подобного Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому-то одному миру потустороннему или современному.
Га-Ноцри совершает подвиг нравственный, и перед лицом мучительной смерти оставаясь тверд в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Удел автора романа о Понтии Пилате подвиг творческий. И учение Иешуа, и произведение Мастера это своеобразные нравственный и художественный центры, от которых отталкивается и к которым в то же время направлено действие Мастера и Маргариты.
Наконец, героиня, чье имя вынесено в название романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием писателя подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру.
Три мира Мастера и Маргариты имеют не только параллельные структуры основных персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.
Необходимо подчеркнуть, что наличие у Мастера и Маргариты весьма сложной, разветвленной структуры вовсе не приводит к тому, что персонажи романа вырождаются в простое подобие каких-то математических или иных знаков и символов. Нет, все действующие лица произведения живые люди, обладающие яркими портретными характеристиками или другими запоминающимися качествами.
Объект сатиры Булгакова это приспособленцы в литературе и искусстве, бюрократы, паразитирующие на ниве культуры.
Мастер и Маргарита роман не только сатирический и философский, это роман городской. И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается нами с учетом этого великого произведения. Этот роман М. А. Булгакова неповторимый шедевр русской и мировой литературы.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Временная и пространственно смысловая структура романа «Мастер и Маргарита»


Временная и пространственно смысловая структура романа «Мастер и Маргарита»