Высокие поэтические достоинства романа “Обрыв”

В “Обрыве” изображен период падения крепостного права и развития буржуазных отношений. Во всех романах действует герой, понятия и привычки которого сложились в условиях барской, усадебной культуры (Александр Адуев, Обломов, художник Райский). Однако, в идейном плане романы существенно различаются, в особенности это надо сказать об “Обрыве”, завершенном в пореформенную эпоху (1869). В “Обрыве” русская жизнь дана в более широком охвате, чем в “Обломове” и “Обыкновенной истории”. Здесь и столичные круги, и губернское

общество, и провинциальное дворянство, представители интеллигенции, дельцы новой, буржуазной формации и прогрессивные силы, выступающие с отрицанием старого. Отношение писателя ко всем этим слоям не одинаково. Он осуждает бездумный столичный свет, критически относится, хотя и не столь резко, как это было раньше, к идеалисту-романтику художнику Райскому, положительно оценивает деятельность помещиков-предпринимателей (образ Тушина), что явилось просчетом писателя, в резких, порой карикатурных тонах обрисовывает “нигилиста” Волохова, драпирующегося в одежды революционера. Роман отличается сложностью содержания,
противоречивостью отдельных идейных акцентов.
Неоднократно, в частности, вызывал споры образ бабушки Татьяны Марковны Бережковой. С одной стороны, она защищает “старую правду”, не приемлет нового, стремится воспитать своих внучек Марфиньку и Веру в духе безоговорочного уважения к “старшим”, существующему феодально-крепостному укладу. С другой стороны, она воплощение житейской мудрости, нравственной чистоты, носительница русских национальных начал. И хотя “правда” бабушки в романе терпит крах, образ ее согрет авторской теплотой. Гончаров выдвинул на первый план в характере Бережковой человечность, здравомыслие, готовность откликнуться на беды других, желание внушить молодому поколению серьезное отношение к своему нравственному и патриотическому долгу.
Высоки поэтические достоинства романа. В “Обрыве” мы найдем ту же, что и в “Обломове”, глубину психологического анализа, обстоятельность повествования, усиленную эмоционально-лирической струей. Последнее в особенности заметно в образе Веры. Она, как сказано в романе, “мерцание и тайна, как ночь – полная мглы и искр, прелести и чудес”. Поиск высшей, одухотворенной жизни составляет смысл ее развития. В споре с Волохо-вым, несмотря на “падение”, “грех”,, она остается верна светлым идеалам, где нет места цинизму, легкомыслию, безответственности к своим поступкам. Вера стремится к гармонии, правде человеческих отношений, хотя и не находит этого вокруг себя. Ее “обрыв”- это, конечно, остановка, но не уничтожение самой силы движения. Читателю ясно, что за Верой пойдут другие, ищущие свежей, осмысленной жизни. Залогом тому является красота духовного облика героини, воплотившей лучшие черты передовых русских женщин 60-70-х годов.
Велико историко-литературное значение творчества Гончарова. Писатель оказал большое влияние на “последующее развитие социально-психологического романа” , правдиво и широко воспроизвел жизнь России 1! эпоху отмены крепостного права. Произведения Гончарова учат понимать истинную красоту человеческих отношений, воспитывают отвращение к косности, духовному прозябанию личности.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Высокие поэтические достоинства романа “Обрыв”