Хронотоп поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Объектом настоящего исследования является поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Предмет исследования: хронотоп поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Сложное и интересное отношение пространства и времени — это один из любимых приемов Гоголя. Нам захотелось разобраться в особенностях хронотопа писателя, этим и объясняется наш выбор темы.
Цель работы: определить, что включает в себя понятие хронотопа; посмотреть, как хронотоп «работает» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Гипотеза: мы предполагаем, что сложный хронотоп в произведениях Н. В. Гоголя — важный способ выражения авторской позиции.
Разработанность темы исследования.
Говоря о пространстве и времени в литературе, следует упомянуть работы Михаила Михайловича Бахтина, известного русского философа и литературоведа.
Под хронотопом (от греческих слов «время» и «место») М. М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». Бахтин в своей работе писал: «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. …».
Исходя из содержания работ Бахтина, хочется еще раз подчеркнуть важность хронотопа в литературе, именно он определяет жанр произведения. Фраза что образ человека в литературе всегда хронотопичен, можно истолковать так: «образ человека в произведениях всегда отражает время, в которое этот человек живет».
В литературоведении существует значительное количество работ, которые в той или иной мере обращены к исследованию дороги-пути. Ю. М. Лотман говорит о дороге как об универсальной форме организации пространства.
Е. В. Треногина сравнивает пространство дороги в произведениях Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, А. И. Карпенко рассматривает дорогу как фольклорный мотив в творчестве Н. В. Гоголя. Проблемы иерархичности, многофункциональности, разноплановости пространства у Гоголя стали предметом исследований Ю. В. Манна. Но все работы не содержат детального изучения хронотопа поэмы (больше говорится о хронотопе всего творчества Гоголя, о его эволюции) и написаны языком научным, что осложняет понимание материала. Это и определило тему нашего исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она дает представление о хронотопе дороги как о теоретико-литературном понятии, знакомит с возможностями игры писателя с текстом, с читателями.
Практическое значение исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы в школьном преподавании при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Положения, выносимые на защиту:
1. Хронотоп дороги выступает важным элементом, организующим художественное пространство поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
2. Хронотоп дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» играет важную сюжетообразующую роль и имеет свою специфику. Хронотоп дороги в романтической прозе характеризуется авантюрным временем, которое позволяет писателям использовать пространство и время дороги для различных неожиданных встреч, по ходу повествования решающим образом влияющих на судьбу героев и на развитие сюжета.
3. Пространственно-временные характеристики дороги в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя отражают ярко выраженные черты действительности, являются связующим звеном единой системы художественных образов данного произведения. Дорога в «Мертвых душах» наполняется глубоким художественно-философским смыслом, когда из реальной дороги главного героя перерастает в метафорическую тему дороги как тему нравственного развития человека или, бесконечно расширяясь, переходит в дорогу всей страны.
Автор: Миронова Виктория
Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора
МОУ: Харанорская СОШ № 40 класс10Б


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Хронотоп поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»


Хронотоп поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»