Художественный разбор произведения И. Бунина «Темные аллеи»

Можно начать с традиционного вступления о внимании Бунина к теме любви. Затем — анализ рассказа по эпизодам.
Первая часть — до сцены узнавания. Портретная характеристика героев. Роль деталей. Описание горницы как часть характеристики хозяйки. Социальные роли героев четко определены: к герою обращаются «ваше превосходительство», к героине — «Эй, кто там!». Общение в рамках ролей.
Часть вторая. Сцена узнавания. Первые впечатления героя. Надежда — бывшая крепостная, выросшая при господах, которую тридцать лет назад обольстил и бросил господский отпрыск. Рассказ Надежды о своей жизни. Противопоставление основных мыслей героев: «Все проходит, мой друг… Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная» — «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Надежда не простила Николая Алексеевича — почему? Чувство ее к нему было настолько сильным и чистым, что изменить ему значило изменить самой себе. Она сохранила внутреннюю цельность. Николай же ощущает свою жизнь бесцельной, ненужной, чувствует ее обыкновенность и пошлость. Прощание — социальные перегородки сломаны: «Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее».
Третья часть. Отъезд и разговор с ямщиком. Постепенное восстановление сословных перегородок: герой стыдится своих слов и того, что поцеловал у некогда любимой женщины, а теперь содержательницы постоялой гостиницы руку. Оценка ситуации, как часто у Бунина, дается не автором и не главными героями, а как бы со стороны — в словах ямщика: «И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя». За измену любимой Николай расплатился впоследствии разрушенной личной жизнью. Случайная встреча дает ему возможность подняться над ситуацией, увидеть истинную ценность своей жизни, но герой пугается осознания и вновь прячется в привычные границы социальных условностей.
Любить — значит сохранять верность себе. Измена любви влечет за собой расплату, ценой которой может стать вся жизнь, и в первую очередь ощущение ненужности, отчуждение человека от самого себя. Человеку дается в жизни возможность осознания, но он страшится ее и прячется в границах привычного мирка.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Художественный разбор произведения И. Бунина «Темные аллеи»


Художественный разбор произведения И. Бунина «Темные аллеи»