Замысел и история создания романа “Война и мир”


Реформа 1861 г. не разрешила по существу вопроса о крестьянине, о его взаимоотношениях с помещиком. Многочисленные восстания, которыми ответило крестьянство на реформу, наглядно показывали недовольство и возмущение, вызванные реформой в крестьянской массе. Вот в этой-то общественной и литературной атмосфере и возникает у Л. Толстого мысль об историческом романе, но таком, который на материале истории дал бы ответ на жгучие вопросы современности. Толстой задумал столкнуть две эпохи: эпоху первого революционного движения в России – эпоху декабристов, и 60е годы – эпоху революционных демократов.
К эпопее “Война и мир” Толстой подошел от романа “Декабристы”. В 1856 г. после смерти Николая I были амнистированы оставшиеся в живых декабристы. Возвращение их из Сибири возбудило естественный интерес к ним в русском обществе. В связи с этим у Толстого и зарождается тема романа “Декабристы”. В нем Толстой предполагал описать семью декабриста, возвратившегося из Сибири. Но скоро од бросил начатое и перешел к 1825 г., эпохе “заблуждений и несчастий” своего героя, а затем “другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года”, желая показать молодость декабриста, совпавшую по времени с Отечественной войной. Но ему, как он сам отмечает, было “совестно” писать о торжестве России в борьбе с Бонапартом, и он переходит к эпохе

1805-1806 гг., времени “неудач” и “срама” России. Так, отойдя от 1856 к 1805 г., Толстой намеревается “провести уже не одного, а многих… героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”.
Этот грандиозный замысел Толстой не осуществил. Но в связи с введением в роман исторических событий рамки его значительно расширились. Появились исторические деятели эпохи – Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский и другие; более сложным стал жизненный путь основных персонажей романа – Андрея Болконского и Пьера Безухова; в роман вошел – в качестве одного из основных героев народ.
Так углубился в процессе работы идейный замысел писателя. Решив вначале показать только помещичью Россию, дворянство. Толстой в окончательной редакции романа нарисовал широчайшую картину жизни помещичьей и крестьянской России, дал изображение борьбы народа за свободу в первую четверть XIX в.
Работая над эпопеей “Война и мир”, Толстой, по его словам, “любил мысль народную вследствие войны 12 года”. “Я старался,- говорил он,- писать историю народа”.
Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.
В романе очень широко показан быт помещичьей и аристократического барства. Здесь дворянство даны представители различных слоев дворянства: с одной стороны – высшая бюрократическая и придворная знать (Курагины, Шерер и др.) с другой – московское разоряющееся барство (Ростовы), наконец,- независимая, оппозиционно настроенная аристократия (старик Болконский, Безухов). Особую группу составляет “гнездо штабных влиятельных людей”.
Толстой рисует все эти слои дворянства в различном освещении, в зависимости от того, насколько они близки к народу – к его духу и мировоззрению.
Особенную неприязнь вызывают в Толстом люди типа Василия Курагина. Светский человек, карьерист и эгоист, князь Курагин стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи – графа Безухова, а когда это не удается ему, он ловит богатого наследника – Пьера – и женит его на своей дочери – бездушной кокетке Элен.
Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего “беспокойного дурака” Анатоля на богатой княжне Болконской. Прочных убеждений, твердых моральных принципов Курагин не имеет. Удивительно метко и ярко показывает это Толстой в поведении и высказываниях князя Василия в салоне Шерер, когда речь шла о возможности. назначения Кутузова главнокомандующим. Хищничество, бездушие, беспринципность, умственная ограниченность, вернее, скудоумие являются характерными чертами Курагиных-отца и детей.
Неотразимую силу обличения Толстым великосветских вельмож подчеркивал Щедрин: “А вот наше так называемое высшее общество граф (Толстой.- Ред.) лихо прохватил”.
“В сатирическом освещении да”ны и завсегдатаи салона фрейлины Шерер во главе с самой хозяйкой. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство-вот их интересы, вот чем они все живут. Все в этом салоне противно Толстому, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актерством. В этом кругу светских людей нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного. Их речи, жесты, мимика и поступки определяются условными правилами светского поведения. Это расчетливое позерство людей светской среды Толстой подчеркивает сравнением салона Шерер с прядильной мастерской, с машиной, механически выполняющей свою работу: “Анна Павловна… одним словом или перемещением опять заводила равномерную приличную разговорную машину”. Или еще: “Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”.
К этой же категории светских людей относятся и такие карьеристы, как Борис Друбецкой и Берг, цель жизни которых – быть на виду, суметь получить “тепленькое местечко”, богатую жену, создать себе видную карьеру, пробраться к “верхам”.
Беспощаден Толстой к администраторам, вроде Растопчина, которые были чужды народу, презирали народ и были презираемы народом.
Касаясь представителей власти – и гражданской, и военной,- Толстой показывает антинародность этой власти, бюрократизм и карьеризм подавляющего большинства ее носителей. Таков, например, Аракчеев – правая рука Александра I, этот “верный исполнитель и блюститель порядка и телохранитель государя… исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью”.
Иначе рисует писатель поместное дворянство, представленное в романе Ростовыми и Ахросимовой. Не скрывая бесхозяйственности и безалаберности Ильи Андреевича Ростова, приведших семью к разорению, Толстой с большой силой подчеркивает положительные фамильные качества членов этой семьи: простоту, жизнерадостность, радушие, гостеприимство, доброе отношение к дворовым и крестьянам, любовь и привязанность друг к другу, честность, отсутствие узкоэгоистических интересов.
Расточительность и бесхозяйственность старого графа исчезают у его детей. Сын его Николай, женившись на Марье Болконской, становится хозяйственным барином, любующимся трудолюбивыми крестьянами. Секрет успеха Николая Толстой хочет видеть во внимании его к мужику, в умении перенять хозяйственный опыт крестьянина. “Он всеми силами души любил этот наш русский народ и его быт и потому только понял и усвоил себе тот единственный путь и прием хозяйства, которые приносили хорошие результаты”. Он вел хозяйство по-старому, не признавая никаких нововведений, особенно английских, и крестьяне, по словам Толстого, любили его: “…долго после его смерти в народе хранилась набожная память об его управлении. “Хозяин был… Наперед мужицкое, а потом свое. Ну, и потачки ке давал. Одно слово – хозяин”.
Толстой затушевывает жестокую систему помещичьего крепостного хозяйствования и выдвигает как идеал жизль патриархального крестьянства.
С несомненной симпатией показана Толстым независимая и гордая семья Болконских: упрямый и властный старик, не склоняющий ни перед кем головы, не лишенный черт самодурства и тяжелый в семейном быту, но образованный, честный, оппозиционно настроенный к придворным кругам и бюрократам-карьеристам (великолепна сцена приема им в Лысых Горах князя Курагина); человек твердой воли, умный, ищущий смысла жизни князь Андрей и кроткая княжна Марья.
Толстой любовно описывает поместное дворянство. В семьях Ростовых и Болконских да еще в Пьере Безухове и Ахросимовой, умной, прямой, сердечной женщине, Толстой видит русские народные начала, которые он резко противопоставляет началам воплощенным в представителях городского дворянства.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
Замысел и история создания романа “Война и мир”