ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Работа
Лермонтова над романом продолжалась около
Двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в
Печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году
Вышло в свет отдельное издание романа, на
Который живо откликнулась критика тех лет.
Многих он задел за живое, некоторые,
Почувствовав возможность симпатии публики
К герою, объявили Печорина безнравственным,
Другие отрицали правдоподобность
Характера главного героя или писали, что
Печорин — портрет самого автора.
Разноречивые и
В основном недружелюбные толки заставили
Лермонтова написать ко второму изданию
Предисловие, где он отвергает неверные
Толкования образа Печорина,
Отчасти объясняет свое отношение к нему и
Поясняет свои творческие принципы.
В романе
Решается та же злободневная проблема,
Которая поставлена в «Думе»: почему люди
Умные и энергичные не находят применения
Своим недюжинным способностям, «вянут без
Борьбы» в самом начале жизненного поприща?
На этот вопрос стремится ответить
Лермонтов жизнью Печорина, стремясь
Создать
Портрет «героя своего времени»,
Составленный из «пороков всего… поколения,
В полном их развитии». Задаче
Всестороннего и глубокого изучения
Личности героя и той среды, которая
Воспитала его, подчинены композиция, сюжет
И система образов произведения.
«Герой
Нашего времени» — роман, состоящий из пяти
Повестей, объединенных главным действующим
Лицом — Печориным. Жанр «Героя нашего
Времени» — роман в виде «цепи повестей» —
Был подготовлен распространенными в
Русской прозе 30-х годов циклами повестей,
Которые часто приписывались особому
Рассказчику или автору («Повести Белкина»
Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Гоголя и др.). Лермонтов обновил этот жанр,
Перейдя к описанию внутренней жизни
Человека и объединив все повести личностью
Героя. Цикл повестей превратился в
Социально-психологический роман. Лермонтов
Соединил такие характерные для 30-х годов
Жанры, как путевой очерк, светская повесть,
Новелла. «Герой нашего времени» был
Выходом за пределы этих небольших форм
Путем объединения их в
Жанре романа. Предтечей романа Лермонтова,
Особенно повести «Княжна Мери», явился
Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин».
Но между этими двумя романами есть
Существенное различие: у Лермонтова
Углубленный психологический анализ,
Раскрытие современного ему человека
Изнутри, Пушкин рассматривает героя
Времени внешне, как бы со стороны, менее
Детально. Таким образом, «Герой нашего
Времени» стал продолжением в эволюции
Русского романа и дал начало его развитию у
Тургенева, Толстого, Достоевского.
В романе
Лермонтова композиция и сюжет подчинены
Одной задаче: как можно глубже и
Всесторонне раскрыть образ героя,
Проследить историю его внутренней жизни,
Ибо «…история души человеческой, — как
Заявляет автор в предисловии к «Журналу
Печорина», — хотя бы самой
Мелкой души, едва ли не любопытнее и не
Полезнее истории целого i
Народа,
Особенно когда она… написана без
Тщеславного желания возбудить участие и
Удивление». Одной из важнейших L
Особенностей
Романа является
Нарушение хроникальной последовательности
Событий, в чем
Заключается своя художественная
Логика и закономерность. В начале романа
Автор стремится
Показать противоречивые поступки Печорина:
В повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» его
Поведение кажется загадочным и непонятным.
Но вот автор открывает страницу дневника «того,
Кто так беспощадно выставлял наружу
Собственные слабости и пороки, и читатель
Начинает понимать тайные и явные мотивы
Поступков героя. От поступков, которые
Совершает вначале сам Печорин, Лермонтов
Незаметно ведет читателя к их причинам.
Первая часть произведения знакомит
Читателя с героем приемами внешней
Характеристики. Вторая часть
Подготавливается первой, мы знакомимся с «Журналом
Печорина», в котором герой рассказывает о
Себе в предельно искренней исповеди.
Роман
Построен так, что Печорин и его история
Последовательно предстают перед читателем
Как бы с трех точек зрения. Предисловие
Автора объясняет цель, общий замысел
Произведения. Затем идут путевые записки
Автора, начинающие повесть «Бэла».
Центральным в повести является рассказ
Старого офицера. Рассказ этот перебивается
Описанием Крестового перевала.
Повествование Максима Максимыча осложнено
И тем, что в первую его часть включен
Рассказ Казбича, а во вторую —
Характеристика Печорина. Этой композиции
Повести соответствует ее стилистическая
Сложность: каждое действующее лицо имеет
Свою речевую манеру.
Вложив
Рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста
Старого «кавказца» Максима Максимыча,
Лермонтов оттенил трагическую
Опустошенность Печорина и вместе с тем
Противопоставил ему цельный характер
Русского человека. Образ Максима Максимыча
— честного труженика, незаметного героя —
Не только вписывается в традицию Пушкина в
Изображении демократического героя —
Станционного смотрителя, но и
Предвосхищает образы героев «Севастопольских
Рассказов» и «Войны и мира» Толстого.
Повесть «Максим
Максимыч» хронологически является
Последней повестью в романе. Композиционно
— она связующее звено между «Бэлой» и
Всеми последующими повестями: в ней
Объясняется, как попали к автору, проезжему
Офицеру, записки Печорина. В «Предисловии к
«Журналу Печорина» автор сообщает то, чего
Не смог сообщить сам Печорин: Григорий
Александрович умер, возвращаясь из Персии.
В повестях
«Журнал Печорина», написанных от первого
Лица, появляется третий рассказчик, третье
По счету авторское «я» — сам Печорин,
Судьбой которого автор заинтересовался еще
В рассказе Максим Максимыча. И вот умный,
Скромный Печорин, умеющий точно определить
Каждую мысль, всякое душевное состояние как
Самого себя, так и своих собеседников, с
Беспощадной откровенностью рассказывает о
Своей жизни, о глубокой
Неудовлетворенности собой и всем
Окружающим. В самоанализе — сила и слабость
Печорина, отсюда его превосходство над
Людьми и в этом одна из причин его
Скептицизма, разочарованности.
При всем
Стилистическом единстве «Журнала Печорина»
Каждая из трех повестей, составляющих «Журнал»,
Имеет свои историко-литературные
Особенности. «Тамань» — остросюжетная и
Вместе с тем самая лирическая повесть во
Всей книге — по-новому и в реалистической
Манере продолжает традиции романтических
Разбойничьих повестей. Вместе с тем в эту
Маленькую повесть вплетается
Распространенный в романтической балладе
Мотив русалки, но переведенный в реальный
Жизненный план: русалка превращается в
Очаровательную контрабандистку. Лермонтов
Нарисовал в образе контрабандистки глубоко
Симпатичный ему тип характера, в котором
Нет безразличия к жизни, равнодушия, зато
Много сил, энергии, страстности, воли. Такой
Характер помогал Лермонтову выявить
Качества своего главного героя и передать
Мечту о сильных и цельных людях, способных к
Борьбе. Правда, контрабандисты в «Тамани»
Не вступают в борьбу с обществом во имя
Каких-то высоких идеалов, но они вольны,
Далеки от всякой условности и фальши, «естественны»
В противоположность фальшивым и
Высокомерным представителям пятигорской «знати»,
С которой сталкивается Печорин в следующей
Главе.
Вторая
Повесть, входящая в состав «Журнала
Печорина», «Княжна Мери», разрабатывает
Тему героя того времени в окружении «водяного
Общества», намеченную еще Пушкиным в «Путешествии
Онегина». В «Княжне Мери» Печорин
Выступает перед читателями не только как
Мемуарист-рассказчик (как в «Тамани» и «Фаталисте»),
Но и как автор дневника, журнала, в котором
Точно фиксируются его размышления и
Впечатления. Именно в этой повести наиболее
Глубоко показаны безысходное отчаяние,
Трагическая безнадежность Печорина, умного
И одаренного человека, искалеченного
Средой и воспитанием.
Изображение
Дворянского общества, с которым связывает
Печорина происхождение и классовая
Принадлежность, имеет в романе
Существенное значение. В соседстве со «столичными
Франтами», «московскими богинями» и «провинциальной
Знатью» ярче выступает незаурядность,
Исключительность Печорина в той среде, в
Которой он вынужден
Находиться и действовать.
Конфликт
Между обществом и Печориным показывает
Непримиримость его ко всем устоявшимся
Традициям «света». Правда, в романе
Изображен не столичный свет, а «водяное
Общество». Но Лермонтов показывает,
Что в сущности принципиального
Различия между ними нет, а пестрота и
Случайность образовавшегося на водах
Общества позволяют автору ярче выявить
Совершенное одиночество Печорина, равно
Чуждого и знатной московской княгине
Лиговской, и небогатому юнкеру Грушницкому,
И драгунскому капитану.
Ключом к
Идейному замыслу «Фаталиста» — последней
Новеллы «Героя нашего времени» — является
Монолог Печорина. Размышления Печорина в
Этом монологе как бы подводят итог всему «Журналу
Печорина» и даже роману в целом. Вольная
Натура Печорина влечет его к деятельности,
К борьбе. Но герой нравственно не готов еще
К тому, чтобы восстать против
Действительности, против веками
Складывающихся устоев светского общества.
Потому-то Печорин так беспощадно бичует
Себя, презирая своих современников за
Мелочность их существования, хотя и сам не
Служит высоким целям, увлекается «приманками
Страстей пустых и неблагодарных».
Бесцельность существования, духовная
Опустошенность приводят к тому, что он
Становится «лишним человеком в обществе».
Роман
Лермонтова прочно вошел в историю русской
Реалистической прозы и во многом определил
Развитие русского классического романа.
Лермонтов в «Герое нашего времени» в пяти
Повестях: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»,
«Княжна Мери» и «Фаталист», связанных
Единым внутренним сюжетом, раскрывает
Образ Печорина — героя своего времени. В
Пяти этих повестях раскрывается перед нами
«совершенство реального, мудрого, высокого
По стилю и восхитительно благоуханного
Искусства», — как писал о романе А. Н.
Толстой. «Герой нашего времени» вместе с «Евгением
Онегиным» и «Капитанской дочкой» А.
Пушкина положил начало развитию русского
Социально-психологического романа, явился
Общественно значимым событием в истории
Русской литературы.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»