Жанр, идеи и герои романа “Война и мир” Л. Н. Толстого


В центре романа – эпохальное историческое событие – Отечественная война 1812 г. Но временные рамки произведения шире – события начинаются с 1805 г., а заканчиваются 1820 г. В традициях древнегреческого эпоса повествование разворачива­ется спокойно, последовательно. Эпически, как сложившийся и нерушимый уклад жизни, представлен быт разных социальных групп и сословий: от императора и фельдмаршала до простого солдата. В романе более 589 персонажей, многие из которых имеют свою сюжетную линию. Основу романа образуют линии трех се­мей – Ростовых, Болконских, Курагиных.
Название романа имеет глубокий философский смысл. Слово “мир” обозначает не только состояние, противоположное вой­не, но и сообщество людей. В общей концепции романа мир отрицает войну. Сочетание “война и мир” – это и антитеза, и отношение общества к войне, это жизнь в ее универсальности.
Одной из граней жизни мира как общества являются духов­ные поиски лучших представителей дворянства – Андрея Бол­конского и Пьера Безухова. При всей несхожести натур и Бол­конский, и Безухов стремятся к общей цели: открыть смысл жизни человека.
Князь Андрей презирает свет с его бездушным эгоизмом, карьеризмом, извращенной нравственностью, но он сам до не­которых пор часть этого света. Он стремится к личной славе, его кумиром становится Наполеон. Болконский мечтает о своем

“Ту­лоне”, считая, что история творится усилиями отдельных вели­ких людей. Сражение под Аустерлицем разбивает его наполео­новские устремления. Князь Андрей, думавший, что от его лич­ных действий зависит исход событий, совершает подвиг. Он ни­чего не может изменить в общем ходе сражения. Битва под Ау­стерлицем вызывает тяжелый душевный кризис. Болконский понимает мелочность своих честолюбивых целей перед огром­ным потоком жизни, символизируемым “вечным небом”.
Уединенная жизнь в своих имениях, государственная деятель­ность, любовь к Наташе – путь князя Андрея от Аустерлица к 1812 г. Это внешняя канва. Внутренний, духовный путь – это путь от эгоцентризма к жизни “для других”. Болконский ощуща­ет потребность в понимании, но сам не всегда способен понять других: “Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе”. Лишь страдание, через которое проходит Андрей, рождает понима­ние души другого человека. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует какую-то односторон­ность своих рассуждений, ему не хватает конкретности и дейст­венности такой любви.
Андрей Болконский проходит путь от честолюбивого, хотя и честного эгоиста, через скептицизм и отрицание света к любви и пониманию народа. Если бы князь Андрей остался жив, не исключено, что он был бы с декабристами – логика духовных поисков вела именно к действенной любви к народу.
Пьер Безухов проходит сложный путь познания жизни, пре­одоления наивности и освобождения от иллюзий. Непосредст­венный, способный глубоко чувствовать, Пьер вначале отдает­ся бесшабашной жизни светского бездельника и кутилы, же­нится на холодной красавице Элен. Постепенно он начинает понимать ложь и лицемерие светского общества.
Поиски нравственного усовершенствования приводят Пьера к масонам, которые призывали к объединению на началах брат­ской любви. В сложный “масонский” период Безухов ищет при­чины зла. Он, отказываясь от личных интересов, направляет свои силы на освобождение крестьян, учреждение больниц, школ. Желание “переродить” человеческую природу, сделать себя “со­вершенным” человеком и неумение осуществить это на практи­ке приводят к ипохондрии и тоске. Но Пьер преодолевает их. Он постоянно ищет в других “внутреннего человека”, постоянно работают его мысль и душа. Понятие “внутренний человек” и “внешний человек” рождаются в сознании Пьера в период разоча­рования в масонстве. “Внутренний человек” – это “душа в жиз­ни”, “внешний человек” – олицетворение “мертвенности” и “праха” души.
Важным этапом в духовных исканиях Пьера становится Боро­динское поле, где его пронзает “мысль народная”. Безухов пони­мает, что историю творит народ, видит оптимизм и мудрость кре­стьян. Общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к внут­ренней гармонии: он “узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем са­мом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей”. Пьер начинает понимать народ, затем критически анализировать окружающую жизнь. В эпилоге он – один из деятелей тайного об­щества, цель которого – борьба против социального зла.
В тесной связи с духовными поисками героев романа стоит вопрос о народе и роли личности в истории. Каждый положитель­ный герой, в конце концов, связывает свою судьбу с судьбой народа, нации.
Толстой писал, что главная мысль романа – “мысль народ­ная”. По мнению писателя, история творится не отдельными личностями, а совокупной волей народа, нации. Из множества побудительных мотивов отдельных людей складывается дух на­ции в целом. От того, насколько силен дух народа, зависят исторические события. Война 1812 г. показала решающую роль народа в истории. Перед угрозой порабощения вся нация обрела единую “общую жизнь”. Независимо от социального положения все население подня­лось против французов. “Скрытой теплотой патриотизма” назы­вает Толстой чувство, определившее единство нации.
Писатель показывает два вида патриотизма. Один – это показ­ной патриотизм салона Анны Павловны Шерер, который выра­жался в том, что в свете перестали говорить по-французски, не смотрели спектакли французских драматургов. Понятно, что не этот лже-патриотизм определил исход войны. Толстой осмеивает и “ура”-патриотизм некоторых московских дворян, которые, взбудоражен­ные приездом царя, собирались “показать Европе”.
“Скрытая теплота патриотизма” не нуждается в громких сло­вах. Она проявляется в поступках: купец Ферапонтов сжигает свой дом, чтоб не достался врагу; крестьяне не дают сена францу­зам; создаются партизанские отряды – большие и маленькие – дьячка, старостихи Василисы, поэта-гусара Дениса Давыдова; героически сражается батарея Тушина и рота Тимохина; Тол­стой изображает войну как войну народную, справедливую. За­щита Отечества стала объединяющей идеей и “дубина народной войны” поднялась со всей своей грозной и величественной си­лой и… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Впервые за всю историю наполеоновских войн “личный произвол Наполеона разбился о волю народа”.
Толстой, признавая роль личности в истории, считает, что она только тогда способна определять историю, когда ее воля совпадает с волей народа. Эта концепция наиболее полно выра­зилась в антитезе Наполеон – Кутузов. Наполеон – “сверхчело­век” (так он считает), для которого важно “только то, что происходило в его душе”, “…а все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Для Кутузова же первостепенно то, что в душах других.
Кутузов оценивает свои действия по нравственным критери­ям народа, по тому народному чувству, “которое он носил во всей чистоте и силе его”. Для Наполеона критерий нравственности – он сам: “…в его понятии все то, что он делал, было хоро­шо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это”.
Личная воля Кутузова подчинена той общей жизни, которой жил весь народ в период войны. Умение уловить настроение народа – важная черта Кутузова. Кутузов понимает ход событий, правильно оценивает его, и это приносит конечную победу. Он человек волевой, что ярко демонстрирует решение оставить Москву после Бородинского сражения, чтобы сохранить русскую армию. Несмотря на сопротивление всего военного руководства, Кутузов остается непреклонен и оказывается прав.
Наполеон выступает как агрессор, ради своих честолюбивых целей уничтожающий людей. Он жесток, деспотичен. Естественности поведения Кутузова Толстой противопоставляет позерст­во Наполеона, произносящего напыщенные речи, принимаю­щего позы римских полководцев. Он примеривает на себя тогу всемирного властителя.
Толстой снижает человеческий облик Наполеона, но не ума­ляет его значения как полководца. Вместе с тем, сопоставляя Кутузова и Наполеона, Толстой пишет: “Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды”.
Толстой всех героев проверяет мерками народной морали, но в его изображении народ вовсе не однородная масса. Писатель отмечает два полярных типа русского национального ха­рактера. Один представлен взбунтовавшимися богучаровскими мужиками, другой – образом Платона Каратаева. Между ними ряд народных образов: Тихон Щербатый, старостиха Василиса, староста Дрон. Каждый представляет какой-то тип народного характера или отдельную черту.
Тихон Щербатый воплощает лучшие качества народа-созидателя. Он расторопный, смекалистый, хитрый, мастер на все руки. В мирное время такие люди незаменимы в хозяйстве. В вой­ну он проявляет отвагу, героизм. Его ненависть к врагу рождена беззаветной любовью к родине.
Особое место в нравственно-философской концепции романа принадлежит Платону Каратаеву. В этом образе Толстой воплощает не только идеализируемое им патриархальное крестьянство, но и свою теорию “непротивления злу насилием”. В облике и в характере Каратаева подчеркивается идея круглости, завершенности. Самое существенное в его характере – верность себе и неизменность своей постоянной душевной правде, которая заключена в “роевом” соз­нании Каратаева. Каратаев убежден в том, что все делается по Божь­ему закону и человек должен принимать мир таким, каков он есть, не сопротивляясь. Основным типом поведения Каратаева являются пассивность и созерцательность. Платон Каратаев может вселить надежду, поддержать в трудную минуту, но победа над Наполеоном была достигнута не такими Каратаевыми. Хотя Толстой давал образ Каратаева как положительный пример патриархально-христианской нравственности, объективно путь Каратаева – это пример высокого антипути.
В романе Толстого отразились многие нравственные, фило­софские, социальные проблемы времени и собственные проти­воречия писателя.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Жанр, идеи и герои романа “Война и мир” Л. Н. Толстого