“Жизнь Василия Фивейского” антихристианская повесть


Сюжет восходит к библейской легенде об Иове, но у Андреева она наполнена богоборческим пафосом, в то время как у Ф. М. Достоевского в “Братьях Карамазовых” эта же легенда символизирует непоколебимую веру в Бога; . рассказ дышит стихией бунта и мятежа, – это дерзостная попытка поколебать самые основы любой религии – веру в “чудо”, в промысел божий, в “благое провидение”; . Вася бунтует против мировой пустоты и тяготеющего над ним рока; . в обезбоженном мире результаты бунта не видны – они в самом Васе, который становится личностью ценой жизни; . “Я убежден, – писал Андреев, – что не философствующий, не богословствующий, а искренне, горячо верующий человек не может представить бога иначе, как бога-любовь, бога-справедливость, мудрость и чудо.
Если не в этой жизни, так в той, обещанной, бог должен дать ответы на коренные запросы о справедливости и смысле. Если самому “смиренному”, наисмиреннейшему, принявшему жизнь, как она есть, и благословившему бога, доказать, что на том свете будет как здесь: – он откажется от бога. Уверенность, что где-нибудь да должна быть справедливость и совершенное знание о смысле жизни – вот та утроба, которая ежедневно рождает нового бога. И каждая церковь на земле – это оскорбление неба, свидетельство о страшной неиссякаемой силе земли и безнадежном бессилии неба”; . центральная

гротескная сцена воскрешения передает сущность Андреева; . повесть – путь от наивной веры до самоопределения; . Психологический метод Андреева – не воссоздавая последовательного развития психологического процесса, как это делали Толстой и Достоевский, он останавливается на описании внутреннего состояния героя в переломные, качественно отличные от прежних, моменты его духовной жизни, и дает авторскую результативную характеристику. мотив солнца и огня: . после смерти сына, мать стала бояться солнца и каждого прихода лета; . когда у Васи сгорел дом и умерла жена, Вася увидел на окне обоженных бабочек, одна из которых не могла улететь и искала тьмы и ночи, но отовсюду на нее лился губительный свет; . Вася просил жену зажигать в доме побольше свечей и лампад, чтобы было светло и празднично; . Вася бежит в конце на запад к голубой полоске неба. Солнце – мотив смерти и возрождения. Мотив рока: . повторения в тексте (варьирование); . Вася вышел из дома после смерти жены – вокруг него падали с деревьев червивые яблоки; . воплощение рока в черной бороде старосты и в нем самом; . Вася шел по полю и под ногами хлюпала вода; . центральное воплощение рока – образ идиота-сына; . идиот клеит коробочки, а за окном бушует метель, и Вася возле окна между идиотом и метелью; . удвоение, утроение имен (мать, дочь – Настя, сын, сын, отец – Вася); . Пространства отца Василия: . церковь (холодная, как нежилые дома); . Бог и вера упоминаются на открытом пространстве; . “спали люди, поля и животные” – поле, как буфер между людьми и животными с сакральным смыслом; . во время каких-л. событий в жизни Васи упоминается лес; . как только в произведении появился идиот, сразу возникают неопределенные местоимения и наречия;
Мотив смеха, как явно чего-то нехорошего; . идиот – полуребенок-полузверь; . со смехом связана ирония – всеразрушающая и всеуничтожающая; . тишина – из категории смеха; . ситуативные повторы; . в итоге, Вася сошел с ума и умер в поле на дороге, когда бежал к полоске голубого неба.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...
“Жизнь Василия Фивейского” антихристианская повесть