Значение лирики Пушкина для развития русской литературы

В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов». На протяжении всего своего творческого пути поэт был с «веком наравне», оставаясь великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств.
Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма — все виды литературы, к которым прикасался А. С. Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин. Он первый показал читающей публике «поэзию во всей ее очаровательной красоте», научил уважать и любить литературу.
Первая четверть XIX века — время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года.
В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов. На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями-лицеистами — Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом.
Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).
— Свободой Рим возрос, а рабством погублен!
В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде «Вольность», в стихах «К Чаадаеву» и «Деревня». Ода «Вольность» (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России:
— Самовластительный злодей!
— Тебя, твой трон я ненавижу,
— Твою погибель, смерть детей
— С жестокой радостию вижу.
— Читают на твоем челе
— Печать проклятия народы,
— Ты ужас мира, стыд природы,
— Упрек ты Богу на земле.
Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона:
— Владыки! вам венец и трон
— Дает Закон — а не природа;
— Стоите выше вы народа,
— Но вечный выше вас закон.
— Ненавидя тиранию, он восклицает:
— Тираны мира! трепещите!
— А вы, мужайтесь и внемлите,
— Восстаньте, падшие рабы!
Ода «Вольность» написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,- это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с «самовластьем»:
— Пока свободою горим,
— Пока сердца для чести живы,
— Мой друг, отчизне посвятим
— Души прекрасные порывы!
Пушкин видит силы, препятствующие освобождению отчизны. «Гнет власти роковой» противостоит порывам «нетерпеливой души». Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне:
— Товарищ, верь: взойдет она,
— Звезда пленительного счастья,
— Россия вспрянет ото сна,
— И на обломках самовластья
— Напишут наши имена!
В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя — беззаконие, произвол, рабство, обнажил «страдание народов». В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть «Деревни» — приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает «везде следы довольства и труда», так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается «от суетных оков». Безграничность горизонта — естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала «другом человечества», способен ужаснуться «барству дикому» и «рабству тощему». Поэт негодует:
— О, если б голос мой умел сердца тревожить!
— Почто в груди моей горит бесплодный жар
— И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Этот «грозный дар» мог бы заставить очнуться Россию, разбудить народ, приблизить свободу, которой достоин человек. Не призывом, а вопросом завершается стихотворение
«Деревня»:
— Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
— И рабство, падшее по манию царя,
— И над отечеством свободы просвещенной
— Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Свобода уже видится поэту не далекой «звездой пленительного счастья», а «прекрасной зарей». От пылкого послания «К Чаадаеву» и горького гнева «Деревни» Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением («Кто, волны, вас оставил…»), к кризису 1823 года («Сеятель»), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу:
— Свободы сеятель пустынный,
— Я вышел рано, до звезды;
— Рукою чистой и безвинной
— В порабощенные бразды
— Бросал живительное семя —
— Но потерял я только время,
— Благие мысли и труды…
Сравнив народ со стадом, автор говорит о том, что человеку, не понимающему, что такое свобода, она не нужна. Лишь внутренняя свобода — истинная, и к ней надо стремиться.
К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева и других реакционных деятелей александровского царствования. Именно в эти годы Пушкин становится выразителем идей передовой молодежи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений. В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением. В послании «Дельвигу» (1821) Пушкин подтверждает:
— Одна свобода мой кумир…
В послании «В. Л. Давыдову» (1821) он выражает надежду на близость революции. В том же году поэт пишет стихотворение «Кинжал». Призывающее к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия:
— Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
— Свершитель ты проклятий и надежд,
— Ты кроешься под сенью трона,
— Под блеском праздничных одежд.
— Немое лезвие злодею в очи блещет,
— И, озираясь, он трепещет…
В ссылке в Михайловском Пушкин под впечатлением юга пишет элегию «К морю», где в сознании поэта слились стихия моря и свободы. Мятежная свобода моря рождает в воображении поэта образы Наполеона, Байрона:
— Воспоминанья величавы:
— Там угасал Наполеон.
— Там он почил среди мучений.
— И вслед за ним, как бури шум,
— Другой от нас умчался гений,
— Другой властитель наших дум.
— Исчез, оплаканный свободой,
— Оставя миру свой венец…
В элегии «К морю» жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием «судьбы людей», которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно — сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:
— В леса, в пустыни молчаливы
— Перенесу, тобою полн,
— Твои скалы, твои заливы,
— И блеск, и тень, и говор волн.
Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Заступники кнута и плети» и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям-декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание «Во глубине сибирских руд» (1827), в котором выражает веру в то, что
— Оковы тяжкие падут,
— Темницы рухнут — и свобода
— Вас примет радостно у входа,
— И братья меч вам отдадут.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Значение лирики Пушкина для развития русской литературы


Значение лирики Пушкина для развития русской литературы