Изображение отношений Марка и Веры в романе “Обрыв”

Особенно сильно социальный характер отношений сказывается в изображении любви Марка и Веры. По новой концепции романа дворянская девушка не увлекается идеями политического ссыльного, но, наоборот, выходит с ним на идейный поединок, чтобы помочь автору его разоблачить. Но для этого она сама должна иметь какие-то принципы мышления. Автор стремится возвысить общественные настроения Веры с помощью значительных, но неопределенных фраз (она готова была “идти на борьбу против старых врагов; стирать ложь, мести сор, освещать темные углы” и

т. д.). Но по существу в убеждениях Веры много общего с убеждениями Райского.
Она также видит “в старой жизни” наряду с ее “отжившим сором” много “прочного, живого и верного”. И она готова не только “бороться” с уродствами старой жизни, но и “прощать” их. Ее идеалы, как и идеалы Райского, возвышенно-отвлеченны. Это – “правда, добро, любовь, человеческое развитие”. Как видно из уклончивых разъяснений автора, Вера расходилась с Марком в основных общественных и философских убеждениях. Она полагала, что христианское братство людей лучше социалистического, так как первое основано на признании
“вечности” и “бессмертия” души, а второе заменяет их “смертью” и “тленом”. Отсюда и религиозность Веры, ее идеал любви “до гроба”. Ей хочется ввести Марка как “нового и сильного человека” в старое, дворянское “общество”. И Марк прав, утверждая, что в Вере “крепки” все “старые понятия”.
Развязка отношений Марка и Веры вытекает из противоречия между глубокой враждебностью их взглядов и сильной увлеченностью Друг другом. В их спорах автор раскрывает только слабую сторону убеждений Марка – его проповедь “свободной любви”, подкрепленную естественнонаучными доводами. Но автор все сделал для того, чтобы, вопреки своему замыслу, не превратить Марка в пошлого соблазнителя. И он так изобразил сцену последнего свидания, что на Марка даже нельзя возложить ответственности за “падение” Веры.
Молодые люди одинаково осознали неизбежность разлуки, но, ослепленные страстью, в решительную минуту просто не смогли понять друг друга. Признавая всю тяжесть происшедшего, Марк предлагает Вере жениться на ней. Все это, однако, не соответствует тенденциозности замысла романа, и автор стремится нравственно покарать Марка. Он называет его состояние “пьяным самолюбием”, а его проступок “смрадом и чадом”. Он заставляет Веру, с помощью Тушина, “выпроваживать” Марка как “неприличного человека” и т. д. В осуждении Волохова обнаруживается полное единодушие всех обитателей дворянской усадьбы, и роман заканчивается их нравственной побе-. дой над “волком” из “обрыва”.
Таковы в последнем романе Гончарова противоречия между предвзятой идеей автора и объективным смыслом изображения, вытекающим из верности воспроизведения характеров. В целом, реализм все же взял в романе верх. При появлении “Обрыва” в печати никто из критиков не рассмотрел роман в единстве его ложной тенденции и реалистической правдивости. Реакционный “Русский вестник”,сочувственно встретил патриархальных героев романа, но счел историю “греха” бабушки выдумкой автора, оскорбляющей “нравственное чувство читателя”; а Веру понял как соединение “кисейной барышни” со “стриженой нигилисткой”.
Демократическое “Дело” в статье Н. Шелгунова “Талантливая бесталанность” признало “Обрыв” откровенно антинигилистическим романом и назвало произведение Гончарова “вредным” и “безнравственным”, изображающим не “русские типы”, а “красиво размалеванных кукол”. Центральной фигурой Шелгунов считал Марка, но увидел в нем “темную силу, идущую по ложному пути и губящую все, к чему она не прикоснется”. В революционно-демократических “Отечественных записках” появилась анонимная статья Щедрина “Уличная философия”, также посвященная в основном Волохову. Критик упрекал писателя в том, что тот ограничился “сухим перечнем новых мыслей Волохова и затем вменил их ему в вину, не воплотив их в жизнь”. В результате Марк оказался воплощением “бытового нигилизма”, который автор выдает за основное свойство молодежи. Прочие же герои романа “ничего не видят, ничего не сознают” и “никогда не знают, куда идут”, для чего-то или другое делают.
Несмотря на резкие отзывы критики, публика встретила роман с огромным интересом и читала его с жадностью. Она быстро раскупила книжки “Вестника Европы”, и число подписчиков этого журнала в начале 1869 г. резко увеличилось
“Обрыв” был последним крупным произведением Гончарова. После него творческая активность писателя быстро пошла под уклон, и к большим художественным замыслам он уже не обращался. В конце 1873 г. он начал было писать очерк “Поездка по Волге”, но не закончил его. Через 15 лет Гончаров напечатал очерк “Слуги старого века”, примыкающий по содержанию и форме к “Обломову”.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Изображение отношений Марка и Веры в романе “Обрыв”