Культура Киевской Руси

Письменность у восточных славян появилась примерно в первой половине IX в. В «Житии» просветителя Кирилла сохранилось предание, что он видел в 860 г. В Херсонесе книги, написанные «русскими письменами».

Эти же «русские письмена» вспоминают и арабские писатели X в. Введение христианства ускорило развитие письменности на Руси. Проповедники Кирилл и Мефодий упорядочили славянский алфавит и перевели на славянский язык Евангелие. На начало XI в. на Руси использовались две системы письма — кириллица, которая базировалась на греческом алфавите, и глаголица — разработана Кириллом фонетическая система, которая была менее популярной. К особенностям письменной культуры Руси следует отнести образование двух типов литературного языка: церковнославянского и близкой к разговорной древнерусской. Первой писалась церковно-назидательная и литература жития, второй велось деловая переписка, составлялись юридические акты ( «Русская правда»), летописи, памятники светской литературы ( «Слово о полку Игореве»). В произведениях литераторов широко использовались героические и обрядовые песни, загадки, пословицы, поговорки, заговоры и заклинания. Народные песни и предания широко использовались летописцами. От устного народного творчества древней Руси в фольклоре украинского народа сохранились образцы обрядовой поэзии — колядки. Вершиной устного народного творчества стал героический былинный эпос, сложившийся к X в. и развивался в XI-XIII вв Главной темой былин киевского цикла стала борьба с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. Имена Прошли Селяниновича, Никиты Кожемяки, Ильи Муромца стали символами мужества, доблести и славы древних русичей.

С утверждением христианства большую роль начинает играть переводная литература. Одним из первых был перевод Евангелия, выполненный в Киеве дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира — Остромирово Евангелие. Первым самостоятельным жанром древнерусской литературы стало летописание. Начало его относят еще к концу X в. «Повесть временных лет» есть летописным сводом, которое было составлено в начале XII в. монахом Нестором на основе более древних летописей. С началом раздробленности Руси летописи составлялись в каждом крупном феодальном центре (Киевская летопись, Галицко-Волынский). Первым образцом философско-богословской публицистики стало «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. В этом произведении Иларион развил три основные темы: о духовное превосходство Нового Завета (евангельской «благодати») над Ветхим Заветом (библейским «законом»); о мировом значении крещения Руси; о высокой миссии князя Владимира и о величии Русской земли, которая заняла равноправное положение среди христианских народов. В особый жанр литературы выделились поучения. Перу князя Владимира

Мономаха принадлежит «Поучение», адресованное детям. Главная идея — забота о судьбе Руси, которую разрывали княжеские усобицы, призыв к единству. Важное место заняли жития святых — биографии духовных и светских лиц, канонизированных церковью — «Жития Бориса и Глеба», «Жития» княгини Ольги, Владимира Святого, «Житие Феодосия Печерского» — одного из основателей Киево-Печерского монастыря. Высокими достоинствами отмечено «Киево-Печерский патерик» — сборник рассказов о монахах Киево-Печерской лавры.

Во время княжения Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Князь Ярослав вводит обязательное обучение для молодежи с княжеских и боярских родов. Школы открывались в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском и других городах. Они были двух видов. В монастырских готовили церковнослужителей (преподавали чтение, письмо, пение, богословие). Школы высшего типа, для «детей лучших людей», давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Внука Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 году основала в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу. Находки берестяных грамот в Чернигове, Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Киеве, авторами которых были простые горожане, торговцы и ремесленники, женщины и даже дети, свидетельствует широкое распространение письменности среди населения Руси.

Распространение письменности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Наибольшая (ее основал Ярослав Мудрый) находилась в Софийском соборе, и сначала там насчитывалось около 1000 экземпляров книг. Здесь же была организована переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Руси составлял менее 130-40 тысяч томов.

Искусство Киевской Руси возникло из сочетания византийских христианских и местных языческих традиций. Новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного в каменный и кирпичного строительства. Первые каменные сооружения были созданы в период Владимира Великого. На центральной площади Киева возвели церковь Успения Богородицы (Десятинной). Наибольшее распространение на Руси получило крестово-купольное планирования соборов. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет письмами. Багатоглавья, пирамидальность композиции, оригинальная кладка, шлемовидная форма куполов — это то, что древнерусские мастера привнесли в византийскую школу, опираясь на традиции деревянной архитектуры. Памятниками архитектуры этого времени были Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, ансамбль Киево-Печерской лавры, киевский Михайловский Златоверхий собор, Спасо-Преображенский собор в Чернигове и др.

Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра. Фресками покрывались стены православных храмов. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Мозаичные изображения состояли из смальты. Палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков ее цветовой гаммы. Развивались и национальные традиции иконописного искусства. Первыми отечественными мастерами были монахи Киево-Печерского монастыря Алимпий (Алипий) Печерский (автор икон «Печерской Богородицы» и «Большой Панагии») и Григорий.

Существовало искусство книжной миниатюры (изображением трех евангелистов — Иоанна, Луки и Марка — был украшен Остромирово Евангелие). Кроме сюжетных иллюстраций, книги много орнаментировались.

Активно развивалось декоративно-прикладное искусство. Изделия из дерева, металла, кости, камня, глины украшали жизнь людей. Характерным для произведений прикладного искусства был растительный орнамент, в отличие от геометрического византийского. Особенно поражают высокой эстетикой и техникой исполнения ювелирные изделия. Были известны чернение серебра, литье из драгоценных металлов, чеканка, инкрустация, техника скани (узоры из тонких металлических нитей) и зерне (украшения из напаянных мелких металлических шариков). Вершина ювелирного искусства — техника перегородчатой ​​эмали (на золотую пластину наплавляли тонкие золотые перегородки, полости заполняли эмалевым порошком и расплавляли его).

В жизни людей Древней Руси значительное место занимали музыка, песни и танцы. Фрески Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и танцоров. Музыкальные инструменты — рог, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосое пение стало частью богослужения, православный канон не допускал инструментальной музыки. Сложилось две системы нотных записей — самобытная и византийская.

Новые термины и понятия

    Крестово-купольное планирования соборов — система планирования сборов, согласно которой своды с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестообразную композицию. Смальта — кубики специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)


Сочинение по литературе на тему: Культура Киевской Руси


Культура Киевской Руси