Образ души поэта в лирике М. Цветаевой

Стихи Марины Цветаевой любимы многими поколе­ниями читателей. Серебряный век русской поэзии немыс­лим без голоса этой поэтессы. Творческий путь она начала рано, первые стихотворения написаны в возрасте шести лет, первый сборник стихов «Вечерний альбом» — в во­семнадцать. Судьба не баловала эту женщину, и стихи ее часто проникнуты печалью и одиночеством. Но любовь к человеку и всему человеческому присуща Цветаевой на всех этапах ее творчества.
Бесконечный интерес Цветаевой к человеку, к его душе творит глубокие поэтические образы любви и со­страдания, а некоторые ее стихи — это размышления о месте и роли поэта в мире.
Человеческая душа — священная обитель духа, «не шутит брашнами» (т. е. хлебами), возвышенные чувства рождаются в душе, и главная задача человека — выпус­тить на свободу самое лучшее из своей души. Цветаева пишет: «Я одна с моей большой любовью к собственной моей душе» («Солнцем жилки налиты — не кровью…»). И чувство одиночества без близких людей усиливается мыслью об одиночестве каждого человека и в философском смысле. Такое одиночество уже не связано с присут­ствием или отсутствием кого-либо рядом, это одиночество высшего порядка, которое рождается от невозможности поэта быть понятым. Откол индивидуальной души автора от расхожих убеждений общества как раз и вызывает го­речь сожаления, ноты которой слышны сквозь строки:
Идите же! —
Мой голос нем,
И тщетны все слова.
Я знаю, что ни перед кем
Не буду я права.
(«Идите же! — Мой голос нем…»)
Назначение поэта — искать красоту в мире и раскры­вать ее перед людьми. Но поэту уготована злая участь — как нет пророка в своем отечестве, так и красота, ко­торую поэт отыскивает своим трудом, оказывается «не­нужная семье». Озарения приходят как бы из ниоткуда: «Певцом — во сне — открыты закон звезды и формула цветка» («Стихи растут, как звезды и как розы…»). Поэт настраивает свою душу, как инструмент, чтобы она была созвучна со всей Вселенной, мир сам принимает душу по­эта за свои таинственные кулисы, вознаграждая его та­ким способом за верность и преданность человеческому духу:
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари — и ответной улыбки прорез…
— Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
(«Знаю, умру на заре! На кото­рой из двух…» )
Однако поэту суждено быть одиноким и непонятым современниками. Настоящий художник слова осозна­ет свою направленность против злободневности, против рутины. Взгляд в будущее характерен и для Цветаевой, еще в начальном своем творчестве усматривавшей черты конфликта с действительностью и со своим временем. На­зывая свои стихи «брызгами из фонтана» и «искрами из ракет» поэтесса указывает на их ценность именно спустя года, для последующих поколений:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(«Моим стихам, написанным
Так рано…» )
Поэзия Цветаевой — великое наследие русской лите­ратуры XX века, ценность которого с годами будет неиз­менно расти. Неповторимое обаяние ее стихов раскроет еще немало тайн перед каждой лирической душой.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)


Сочинение по литературе на тему: Образ души поэта в лирике М. Цветаевой


Образ души поэта в лирике М. Цветаевой