Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”)


М, А Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен Действия происходящие в разное время объединены одной идеей поисками истины и борьбой за нее Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи у которого “руки связаны за спиной под левым глазом синяк в углу рта – ссадина с запекшейся кровью” Человек этот звали его Иешуа – обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма Арестант хотел было оправдаться “Добрый человек” Поверь мне “Но его “научили” соблюдать этикет “Крысобои вынул бич и ударил арестованного по плечам связанный мгновенно рухнул наземь как будто ему подрубили ноги захлебнулся воздухом краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились “Трудно не согласиться с тем определением какое дал себе прокуратор “свирепое чудовище” Понтии Пилат живет по своим законам он знает что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им что формула лраб подчиняется господину” незыблема значит господин всех и вся И вдруг появляется человек который думает иначе “рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины” Более того этот “бродяга” смеет предлагать “Мне пришли, а голову кое какие новые мысли

и я охотно поделился бы ими с тобой тем более что Ты производишь впечатление очень умною человека” Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтии Пилат приходит на некоторое время в замешательство У Иешуа своя жизненная философия “злых людей нет на свете есть люди несчастливые” Арестант показался интересен В его невиновности прокуратор Убедился сразу Конечно он чудаковат И наивен его речи несколько крамольны, но зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль которая так мучает прокуратора И у Понтия Пилата уже сложился план действия он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море туда где находится его резиденция, Но это оказалось невозможным Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце” что наместник кесаря не имел права не казнить его Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка” но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины” “В числе прочего я говорил что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей на разделяю.” Обнаруживается постыдное) малодушие умного и почти всесильного правителя, из-за боязни доноса боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтии Пилат кричит так, чтобы слышали все “Преступник? Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не поспал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”. Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пас кесаря Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя, он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь – Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа. Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который “окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд – это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цепь – обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу “Ну что же они-люди как люди. Ну легкомысленна ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их “. Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви – Иисус Христос – жив в душах людей.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...


Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”)